Идею об увековечении дальневосточной победы СССР в высших кругах продвигали сахалинские депутаты. Законодатели острова предлагали сделать такой датой не 2 сентября, когда был подписан Акт о капитуляции Японии, а 3 сентября — день, когда все земли, недра и воды Сахалина и Курильских островов были провозглашены собственностью Советского Союза.
Комментирует Валерий Кистанов, доктор исторических наук, руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН
Хотя в самой Японии это решение наверняка будет воспринято негативно, каких-то базовых изменений в двусторонних российско-японских отношениях ожидать не стоит.
В настоящее время перспективы подписания мирного договора между Россией и Японией очень туманны. Токио стоит на том, что он может быть подписан только в случае передачи Японии всех четырех спорных островов Курильской гряды. Россия такой вариант не рассматривает в принципе. Все это политические проблемы, которые слабо влияет на экономическую сферу двухсторонних отношений.
Сегодня существует взаимная заинтересованность в деловом сотрудничестве: в области энергетики — газовые, нефтяные проекты, в Транссибирской магистрали, в продаже своих автомобилей.
Намерение сделать 2 сентября памятной датой вряд ли стоит трактовать как какой-то сигнал Японии о твердости нашей позиции по спорным островам. Мы не хотим лишний раз напомнить японцам, что мы их победили и в честь этого устанавливаем памятный день. Это обращение не к Японии, а к жителям нашей страны по сугубо внутренним соображениям.