Россия — Белоруссия

Александр Фадеев,

Институт стран СНГ

Союз кардинала и галантерейщика

Союз кардинала и галантерейщика
Несмотря на то что договор о создании Союза Беларуси и России был подписан много лет назад, реального сближения между странами не произошло.
7 апреля 2010
Александр Лукашенко неоднократно обвинял Москву в том, что она воспринимает Белоруссию в качестве младшего брата и пытается диктовать соседу свои условия. В последние несколько месяцев кризис в двухсторонних отношениях обострился.

Белорусский президент считает виновником сложившегося положения и главным препятствием на пути сближения двух стран российского премьер-министра. «Мы видим, сколько проблем сегодня не решается из-за субъективной позиции правительства России», — заявил Александр Лукашенко.

На фоне продолжающихся переговоров о создании Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана Минск наращивает внешнеэкономическую активность на других направлениях. На днях Александр Лукашенко подписал в Каракасе договор на поставку в Белоруссию венесуэльской нефти и объявил о намерении вплотную заняться поиском альтернативных российскому рынков сбыта белорусских товаров.

Комментирует Александр Фадеев, заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ

В отношениях двух стран сегодня серьезный кризис. Это во многом связано с позицией Минска, который перестал даже имитировать интеграцию и приступил к поиску экономических и политических альтернатив России.

В Союзном государстве два разновеликих члена. Огромная Россия и совсем маленькая страна Белоруссия с неэффективной экономикой, низким качеством образования и управленческой культуры. Несмотря на различие потенциалов, честолюбивая белорусская элита не готова делиться властью. Она боится сближения с Россией в любой сфере, так как в случае серьезной интеграции окажется ненужной.

Российская же элита, сознавая свой объективно более высокий уровень, не намерена делиться властью с белорусами, вести разговор на равных, допускать на собственное политическое поле, к принятию решений о денежной эмиссии и управлению стратегическими ядерными силами.

Кроме того, сближению мешают и совершенно разные экономические модели двух государств.

Нынешнее поведение Минска объясняется тем, что Россия в 2006 году объявила о сокращении преференций и дотаций Белоруссии в области поставок энергоресурсов, начала переводить двусторонние отношения на рыночные рельсы. Это не нравится Александру Лукашенко, который, придя к власти в 1994 году, ввел экономическую модель, основанную на этих дотациях. В рыночных условиях эта модель существовать не может.

Конкурентоспособность белорусских товаров была во многом основана на дешевых российских энергоресурсах. Сегодня привлекательность белорусских товаров низка.

Не нужно серьезно относиться к шагам Минска по поиску альтернатив российским энергоресурсам, которые, даже будучи проданными по рыночным ценам, обходятся Белоруссии намного дешевле, чем какие бы то ни было еще.

Александр Лукашенко рассчитывает с помощью разговоров о возможности выбора альтернатив России вернуть взаимоотношения между нашими странами, существовавшие до 2006 года. В этом же ключе нужно рассматривать и все заявления и шаги белорусской стороны — как политические, так и экономические.