Россия — Украина

Владимир Жарихин,

Институт стран СНГ

Уговорит ли Янукович Медведева дать скидку

Уговорит ли Янукович Медведева дать скидку
11-летний газовый контракт, подписанный премьер-министрами России и Украины в прошлом году, создает предпосылки для честных, а не братских отношений.
20 апреля 2010
Завтра начинается визит Дмитрия Медведева на Украину. Двум президентам есть о чем поговорить. Встреча на уровне премьер-министров не привела к желаемому для украинцев результату: цена на газ не изменилась. Россия явно не собирается менять подписанный газовый контракт, поскольку в нем не предусмотрены скидки «на братские отношения». Поступило требование к украинцам предложить взамен что-нибудь более существенное. Собственность, например.
После многочисленных «газовых войн» между нашими странами наступило долгожданное перемирие. Каждого седьмого числа Украина исправно платит за потребленный в прошедшем месяце газ — без всяких срывов. Такая дисциплинированность, немыслимая в прежние годы, совершенно естественна. В новом договоре прописано довольно жесткое условие: если «Нафтогаз» хотя бы раз не заплатит вовремя, «Газпром» вправе требовать перехода на предоплату.

Это не единственное новшество в газовых отношениях с прежней братской советской республикой. С января 2009 года украинцы платят за голубое топливо по европейской формуле. То есть если раньше цена была предметом договоренностей, а потому перед каждым Новым годом — темой для баталий, то сегодня она вычисляется автоматически. Несколько громоздкая формула основывается на цене на нефть, но с девятимесячным запозданием. Таким образом, в первом квартале «Нафтогаз» платил исходя из цены на нефть, которая была во втором квартале прошлого года, а начиная с апреля платит, ориентируясь на цены второго квартала прошлого года.

Правда, для Украины весь прошлый год действовала 20-процентная скидка. Но вот уже четыре месяца как скидка исчезла, и это очень чувствительно для страны, которая, по некоторым оценкам, находится в преддефолтном состоянии. Поэтому вскоре после формирования нового кабинета министров в Москву отправилась делегация, возглавляемая премьер-министром Николаем Азаровым. С единственной просьбой к российскому коллеге — ослабить газовую удавку.

Однако российский премьер удивился: «За что?» Этот вопрос облетел все информационные агентства, показав миру, что между Россией и Украиной наступило время прагматических отношений.

Как оказалось, украинская делегация к ответу на этот вопрос была не готова. Она отбыла восвояси выполнять домашнее задание: сформулировать свои предложения более четко. А главное, предложить взамен что-то поинтереснее братских объятий.

После консультаций на уровне рабочих групп просочилась информация, что именно будет предложено. В качестве возможных уступок назывались скидка на транзит российского газа в Европу, создание газотранспортного консорциума, сдача в аренду «Газпрому» подземных хранилищ газа.

Однако, судя по всему, между президентами пойдет разговор и о продлении пребывания Черноморского флота. По существующему договору он должен находиться в Севастополе до 2017 года. Разумеется, нам бы хотелось, чтобы флот закрепился на своей крымской базе на более долгий срок, если не навсегда.

Комментирует Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ

Вряд ли разговор пойдет только о флоте. Скорее, вопрос будет ставиться в комплексе, по всем проблемным темам сразу. А их накопилось много за время, пока у власти были «оранжевые».

На Украине сейчас большинство вздохнуло с облегчением: об изменении настроения свидетельствуют опросы, которые нам передают коллеги. Не потому, конечно, что всем там нравится Виктор Янукович. Просто надоел перманентный бардак прежних пяти лет. У людей появилась надежда, что власть наконец займется делом, перейдет от популизма к выработке программы выхода из кризиса.

Россия способна помочь Украине его преодолеть. Не кредитами, которые быстро проедаются, а совместными проектами. Например, в авиастроении или оружейном бизнесе. Пора восстанавливать производственные связи, которые были раньше, и вместе зарабатывать деньги.

Украина собирается стать мостом между Россией и Европой. Это, пожалуй, самое достойное место, которое она может и должна занять в европейском доме. Сегодня совершенно очевидно, что Евросоюзу Украина как новый член совсем не интересна — ему бы с Грецией справиться. И русофобией они сполна насладились — после Польши и Прибалтики этот тренд не востребован.

А с кем-то быть все равно надо — в одиночку в современном мире не выжить.

Остается Россия. Но и мы тоже стали подозрительными — на слово верить перестали. Мы стали прагматичными и ждем подтверждения слов делами. Украинцы это поняли и, насколько мне известно, подготовили интересные предложения для сотрудничества. Какие именно, скоро узнаем.