Россия — Украина

Борис НЕМЦОВ,

политик, движение «Солидарность»

Я ОШИБСЯ: ВСЕ ГОРАЗДО ХУЖЕ

Я ОШИБСЯ: ВСЕ ГОРАЗДО ХУЖЕ
Прогноз известного политика не сбылся.
23 апреля 2010
Несколько дней назад Борис Немцов в студии «Особой буквы» рассказал о своем видении как украинских проблем так, и российско-украинских взаимоотношений. И дал три прогноза: цена на газ меняться не будет, Черноморский флот будет выведен в 2017 году, Украина осталась приверженной евроинтеграции. Ниже мы публикуем это видеоинтервью.

Борис Немцов: в России тоже нет пророссийских политиков

Борис Немцов: в России тоже нет пророссийских политиков

Украина — страна демократическая. И оттого, что избрали Януковича, в этом смысле ничего не изменилось. Народ много значит на Украине в отличие от России, где все вопросы решаются без граждан. Граждане — статисты.

И второе: Украина находится в тяжелейшем экономическом положении. Кризис на Украине гораздо более глубокий, чем в России. И один из самых глубоких в мире. Пожалуй, итог работы украинской экономики худший в мире. Поэтому у Януковича и его правительства сложнейшие вопросы. Как обеспечить занятость? Как вывести из тупика экономику? Как решить проблемы бюджетного дефицита и как при этом сохранить государство? Способно ли правительство решить эти вопросы, покажет время. Пока еще рано об этом говорить.

Я знаю Азарова. Он достаточно квалифицированный человек. Но мне представляется, что тут квалификации мало. Нужна политическая воля.

Есть один параметр, по которым Россия и Украина совпадают, — беспредельная коррупция. По этому показателю Россия и Украина находятся на 146-м месте в мире, по данным Transparency International. Способно ли правительство Януковича бороться с этим? Я сомневаюсь. Думаю, что нет. Причина в том в том, что за Януковичем стоят очень крупные олигархические группы, которые финансировали его компанию и с которыми он должен расплачиваться. В частности, группы Фирташа из «Росукрэнерго», которые в свое время ликвидировало правительство Тимошенко.

Я считаю, что на Украине сложилась достаточно комфортная политическая атмосфера. А именно: Тимошенко находится там, где ей надо находиться, — она в оппозиции. В оппозиции у нее гораздо лучше получается, чем в кабинете министров. Так что гарантия того, что за Януковичем и его министрами будут следить зорко, есть стопроцентная. И слава Богу.

Риторика, безусловно, стала мягче и с той, и с другой стороны. Но надо понимать, что на Украине нет пророссийских политиков. На Украине только проукраинские политики. И это понятно. Потому что их избирали украинские избиратели, а не российские. Поэтому они перед ними и отвечают. Проблемы как были сложными, так и останутся. Этих проблем я бы назвал три. Первая проблема — это газ. Вторая — Черноморский флот, который по Конституции, я подчеркну, по Конституции украинской надо в 2017 году сворачивать. И третья проблема — это евроинтеграция.

По поводу евроинтеграции Янукович сделал выбор. Никакого таможенного союза с Россией не будет. Украина — член Всемирной торговой организации, Россия — нет. И делать что-то в ущерб движению в Европу он не будет. Кстати, если посмотреть на программу «Партии регионов», которую он возглавляет, то в программе четко написано, что цель Украины — это вступление в Европейский союз. Обращаю внимание, что это программа Януковича. Что касается газа. Янукович пытается снизить цену на газ. И его понять можно. «Газпром» находится в предбанкротном состоянии. Долги «Газпрома» больше пятидесяти миллиардов долларов. Потери еще украинского рынка, доходов с рынка, катастрофически скажется на состоянии «Газпрома». Поэтому я думаю, что снижения цен на газ не будет. Не потому что не хотят, а потому что не могут.

Черноморский флот. Это изменение Конституции. Изменение Конституции — это 300 голосов в Верховной раде. Способно ли правительство Януковича обеспечить столько голосов? Ответ: нет, не способен. Разговоры о каком-то, может быть, переходном периоде они вести будут, но юридических решений принять не могут в силу политических ограничений. Что они сделают скорее всего? Они нам поднимут арендную плату. За Черноморский флот. Она и так не маленькая. То есть я бы сказал, что никакой скандальности внешней не будет. Но проблемы как были, так и останутся.

Проблемы могут быть разрешены, например, когда интеграция станет реальностью. Тогда, когда Россия станет демократией. Как только Россия станет демократией и скажет, что мы тоже хотим в Европу, сразу Украина отойдет на второй план. Для европейцев в первую очередь. Тогда никакого конфликта мировоззренческого, идеологического, политического не будет. Возникнет доверие. А доверие необходимо, чтобы решить все проблемы.

От редакции

Мы еще раз связались с Борисом Немцовым и попросили его объяснить, считает ли он свое мнение ошибочным. Ведь Дмитрий Медведев и Виктор Янукович только что подписали несколько программных документов, которые президент Украины сразу назвал беспрецедентными.

«В результате сегодняшних договоренностей Украина получит в течение десяти лет порядка сорока миллиардов долларов США. А это около четырех миллиардов долларов США в год», — рассказал Виктор Янукович. Таким образом, констатировал он, Украина обеспечила свой интерес, который не будет зависеть от колебаний цен на мировом рынке. «Такие условия дают нам, образно говоря, десять лет передышки для того, чтобы подготовить страну к переходу на мировые цены».

Вот что нам ответил Борис Немцов:

— Кто бы что ни говорил, произошло следующее: Россия купила пребывание Черноморского флота в Севастополе за 40 миллиардов долларов. Полностью согласен с Януковичем: это действительно беспрецедентная цена. За такие деньги можно было построить не одну военно-морскую базу почти на всех российских берегах.

Напомню тем, кто не знает: арендная плата за Черноморский флот была установлена в 1997 году и составляет без малого сто миллионов долларов в год. Таким образом, украинцы вчистую переиграли наши власти — они предложили увеличить аренду в сорок раз, и мы на это согласились. Янукович обдурил Россию.

Когда в студии «Особой буквы» я предложил свой прогноз, то имел все же в виду, что Путин и Медведев хотя бы немного будут отстаивать российские интересы. Говорил, что на Украине нет пророссийских политиков. К сожалению, здесь я тоже ошибся: оказывается, их нет и в России.