В первоначальном варианте резолюции Сербия требовала новых переговоров о статусе Косово, называя провозглашенную независимость «неприемлемой». Но после нажима со стороны Евросоюза Белград согласился внести изменения.
По сути, правительство Сербии отказалось от попытки оспорить независимость Косово на Генеральной ассамблее, после того как представители ЕС призвали сербское правительство вместо этого сосредоточиться на перспективах вступления страны в Евросоюз.
В заявлении президента Сербии Бориса Тадича говорится, что «совместная резолюция Сербии и ЕС по этому вопросу является результатом совместной работы, в ходе которой стороны пришли к компромиссу». В тексте документа вопрос о проблеме статуса Косово не затрагивается.
Как сообщил Борис Тадич, с содержанием этого документа уже ознакомились все государства ЕС — 22 признавших независимость Косово и пять не признавших. Все 27 стран поддержали текст резолюции и намерены голосовать в ее поддержку. Однако в документе подчеркивается: «Сербия никогда и никоим образом не признает независимость своей южной провинции».
По данным источников, близких к сербскому правительству, документ является компромиссным вариантом, который Сербия выработала совместно с ЕС в ходе недавнего визита Тадича в Брюссель. Наблюдатели полагают, что первоначальный вариант резолюции был более категоричен.
В случае если проект будет поддержан в Генассамблее большинством голосов, считают эксперты, будет заложена основа для будущего развития отношений между Белградом и Приштиной, что позволит коренным образом изменить нынешнюю политику сербских властей в отношении Косово. Предполагается, что причина столь компромиссного документа — заинтересованность ряда высокопоставленных сербских чиновников во вступлении в Евросоюз. При этом Косово воспринимается как груз, тянущий их назад. Они хотят найти точку соприкосновения с Приштиной и принять взаимоприемлемое решение, которое подготовит почву для признания. По их мнению, признание должно подразумевать экстратерриториальность для древних сербских православных монастырей в новой стране и сохранение за Сербией территории к северу от реки Ибар, в том числе севера Митровицы. Поговаривают, что они готовы взамен отдать часть населенной в основном албанцами Прешевской долины.
В свою очередь, Косово заявляет, что оно готово к диалогу, если под сомнение не будут ставиться его статус и территориальная целостность. В основном оно заинтересовано в рассмотрении технических вопросов — таких как отказ Белграда пропускать в Сербию косовские товары, автомобили и держателей его паспортов или участие в региональных организациях.
Важна резолюция и для Евросоюза — успешные переговоры между Косово и Сербией могут стать первой полноценной демонстрацией силы ЕС после подписания Лиссабонского договора.
Албанские власти Косово 17 февраля 2008 года в одностороннем порядке при поддержке США и ряда стран ЕС провозгласили независимость от Сербии. К сегодняшнему дню самопровозглашенное государство признали 69 стран из 192 стран–членов ООН. Сербия, а также Россия, Китай, Индия и ряд других влиятельных стран отказались признать Косово, считая, что косовские албанцы своим отделением грубо нарушили нормы международного права.
Комментирует Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств
Для того чтобы окончательно зафиксировать уничтожение Югославии, недостаточно было просто разделить ее на отдельные республики — понадобилось осквернить и уничтожить Косово. Что и произошло путем искусственного переселения сюда албанцев, численность населения которых подскочила за считаные годы с 10 до 80 процентов.
Попытки «подкупить» сербов путем предложения вступить в Евросоюз различными льготами продолжают предприниматься уже несколько лет и носят характер шантажа. Сербам некуда деваться, и они вынуждены идти на определенные несерьезные уступки — например, смягчением тех или иных формулировок. Но от Косово сербы не откажутся никогда.
Косово для Сербии — то же самое, что Суздаль для России. То есть важный историко- и социокультурный регион, напрямую связанный с менталитетом сербов. Потеряв Косово, жители Сербии должны будут отказаться от самоназвания «сербы», от собственной идентичности. И они это прекрасно понимают. Поэтому отказ от Косово сербы не простят ни одному из своих лидеров.
И нет ничего, что европейцы могли бы предложить сербам за отказ от Косово. Какой может быть цена за жизнь собственного ребенка? Этот вопрос равнозначен сложившейся ситуации.
Европейские страны и США неоднократно подчеркивали, что судьба Косово является отдельным случаем и не может стать примером для других регионов, борющихся за свою независимость. А значит, ни Абхазия, ни Южная Осетия на признание своей независимости от Грузии рассчитывать не могут. Хотя у этих республик на суверенитет даже больше оснований — исторических, юридических, социокультурных и экономических.
Косово никогда не будет экономически независимым государством. Так как собственной экономики у этой территории нет, если не считать наркотрафика, который идет сегодня через Косово в Европу и приносит половину доходов в бюджет нового «государства». И происходит это под присмотром располагающихся там «миротворческих» сил.