По официальной информации, цель предстоящих переговоров — укрепление экономических и социальных связей стран-участниц. Вопрос организации нового военного альянса будет поднят Дэвидом Кэмероном, премьером Великобритании. Но это лишь первый этап создания организации. Окончательное решение должно быть принято на уровне глав министерств внутренних дел стран-членов в апреле 2011 года в Хельсинки.
Бывший министр иностранных дел Норвегии Торвальд Столтенберг объясняет идею скандинавской «мини-НАТО» необходимостью ответа на усилия России по межеванию и освоению арктического шельфа и природных ресурсов под ним. «Мы живем в мире, где уже нет такого понятия, как «очень далеко». Наши способности должны быть адекватными ответственности, в том числе и вызовам в освобождающейся ото льда Арктике», — считает Столтенберг.
Эксперты полагают, что решение о будущем альянсе было принято после подписанной в мае 2009 года президентом Дмитрием Медведевым новой российской Стратегии национальной безопасности. Бурную реакцию Запада вызвали оценки роли и места России в мире и стоящих перед ней угроз. В документе говорилось, что в будущем конфликты могут возникать у границ России вокруг сырьевых ресурсов. И что при урегулировании этих конфликтов вовсе не исключается возможность применения военной силы.
Северо-западными специалистами был сделан вывод: Москва готова до конца отстаивать свои интересы в Арктике. И вот теперь последовал асимметричный ответ.
Понятно, почему альянс получил поддержку всех крупнейших скандинавских военно-промышленных концернов. Ведь если соглашение состоится, скандинавский рынок вооружений станет четвертым в мире.
Сайт WikiLeaks опубликовал дипломатические депеши, в которых речь идет о перспективах будущей организации. В одной из них бывший посол США в Норвегии Бенсон Уитни относится к планам скандинавских стран скептически, называя их «мечтой в полярном тумане». Тем не менее он отмечает, что северное НАТО может быть полезным, чтобы «приглядывать за полярными медведями и русскими».
Российский МИД пока никак не комментирует ни планы по созданию нового блока, ни меры, которые будут предприняты Россией в случае появления в непосредственной близости наших северных границ явно не дружественного военного блока.
Отечественные и западные экономисты объясняют идею создания организации прежде всего не военными задачами, а повышением международного интереса к Арктике и ее природным ресурсам.
Комментирует Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа
Четыре года назад Россия совершила ошибку, опустив свой национальный флаг на дно Северного Ледовитого океана, заявив таким образом о своих претензиях на территорию шельфа и все его природные ресурсы. В ближайшие 20—30 лет выгода от добычи этих ресурсов будет равна нулю, а наши потенциальные конкуренты уже не на шутку встревожились.
Причем встревожилось не просто политическое руководство и элиты этих стран. Встревожились граждане скандинавских государств. Угроза полярным богатствам со стороны России уже сегодня расценивается как реальная.
Показателен в этой связи пример Финляндии, нашего соседа и страны, которая всегда заявляла о своей нейтральности и внеблочности. Сегодня большая часть финнов поддерживают идею присоединения к тому же НАТО.
Другое дело, что сам Североатлантический альянс многими воспринимается как отслужившая свое организация. И это несмотря на то что военнослужащие НАТО продолжают вместе нести службу в Афганистане.
Взять под свое наблюдение или даже контроль создание новой организации, а ее возникновение сегодня реально, решили и в Великобритании. Лондон как главный союзник Вашингтона сможет таким образом оказывать влияние и на прежде нейтральные Швецию, и на Финляндию.