Теракт в Домодедово глазами блогеров

Роман ПОПКОВ,

«Особая буква»

В обмен на свободу мы хотели безопасность, а получили терроризм

В обмен на свободу мы хотели безопасность, а получили терроризм
Не важно сейчас, что являлось в каждом конкретном случае причиной массового убийства — криминальные войны или войны против «неверных». Важно то, что государство эти войны проигрывает.
27 января 2011
Наше государство, сверкающее черными омоновскими касками на «маршах несогласных», рычащее на бизнес голосом Жеглова-Высоцкого, государство бравое и мускулистое, явно начинает проседать, осыпаться. Сталкиваясь с проблемами реальными, а не выдуманными в лабораториях Администрации президента и Фонда эффективной политики, сталкиваясь с жестокими и сильными врагами, несущими смерть, государство пропускает удар за ударом. Навязанная в конце 90-х обществу сделка «безопасность в обмен на свободу» так и осталась дурным обманом.

Безусловно, от проколов, от брешей в системах безопасности не застрахована ни одна страна в мире. Было и 11 сентября в США, и Мюнхенская олимпиада в ФРГ, и поезда в Испании, и метро в Лондоне. Но у нас другое. За последний год в России произошло пять (только вдумайтесь в эту цифру) масштабных кровавых преступлений, тщательно спланированных организованными преступными группами. Два мартовских взрыва в Москве. Два массовых убийства на юге страны — Кущевка и Ставрополь, жуткая бойня, даже не в традициях пресловутых 90-х, а, скорее, какая-то отсылка в Боснию и Косово, именно там так резали людей. Ну и вот Домодедово. Это не считая собственно северокавказские республики, где стрельба и грохот не прекращаются ни на день.

Не важно сейчас, что являлось в каждом конкретном случае причиной массового убийства — криминальные войны или войны против «неверных». Важно то, что государство эти войны проигрывает.

Поскольку в рамках жульнической сделки «безопасность в обмен на свободу» народ не имеет права задавать вопросы государству, то все эти вопросы, эмоции, требования, дискурсы уходят на единственную не подконтрольную государству площадку — в блогосферу.

Ее мы и решили внимательно проанализировать…

Большинство блогеров говорят о вопиющей неадекватности спецслужб, не сумевших предотвратить теракт. «В 2004 году, когда в воздухе взорвались два самолета, вылетевшие из Домодедово, именно сотрудник МВД за взятку пропустил террористов… Я хочу понять, что еще должно произойти, чтобы офицер Нургалиев по собственному желанию ушел в отставку? Или «вертикаль» не позволит ему это сделать?» — пишет блогер pronkou.

Впрочем, критика касается не только МВД, но и ФСБ — учреждения, которое в последнее время счастливо избегает крупных скандалов. Между тем именно Федеральная служба безопасности является структурой, напрямую отвечающей за борьбу с терроризмом, напоминает сверхпопулярный автор oleg_kozyrev: «ФСБ пора отчитаться о своей работе. Пусть покажет всем журналистам, всем гражданам дачи всех своих генералов и полковников. Я исхожу из простой логики. Либо ты работаешь на страну, либо на свою дачу. Либо ты обеспечиваешь безопасность каждой улицы, дома, квартиры, либо только своего семейного гнездышка. Слишком большой аванс был дан силовикам. Отменены выборы губернаторов, увеличены бюджеты, неприкасаемость полнейшая — и где результат? Террористы вышли из сортиров и спокойно себя чувствуют в сердце страны. Понятно, что терроризм — серьезная проблема. Очевидно, что в любой стране мира с ним трудно бороться. Но вопрос простой: а есть ли она — эта борьба? Докажите всей стране, покажите свои дачи, квартиры, машины, банковские счета. И мы убедимся, кто работает на страну и служит Родине, а кому погоны нужны лишь для решения собственных нужд. Неприкасаемых быть не должно. Пора отчитаться».

Людям недостаточно хмурого президентского взгляда исподлобья на коллегии ФСБ, буркнувшего что-то про «подготовить предложения» по увольнениям. Вместе с тем все знают, что дело ограничится экзекуцией мелких сошек, козлов отпущения, а многозвездный непотопляемый милицейский и фээсбэшный генералитет продолжит «работу в усиленном режиме» до следующего взрыва. И потом опять продолжит. И ничего не изменится, вновь будут и оторванные головы в аэропортах, и позолоченные кровати на дачах силовиков.

Ощущение некоей обреченности, социального пессимизма налицо. Люди знают, что будет дальше, так как все это уже не раз прокручивалось в нашей невеселой новейшей истории…

«Безглазое лицо террора, вой сирен, непременное возбуждение уголовного дела, президентское порицание тем, кто не уследил, потому что плохо законы выполнял, — рисует весьма узнаваемую картину may_antiwar. — Сплотиться перед лицом, еще нашисты какие-нибудь «митинг без слов» проведут, потому что слова им кураторы запретят говорить, чтоб они что-нибудь не то не ляпнули. Потом — поиски стрелочников. МВД и спецслужбы расскажут, что они давно шли по следу террористов, буквально в затылок им дышали, только руку протянуть оставалось, чтоб злоумышленников схватить. По чистой случайности рука не дотянулась. Рук ведь на все не хватает, надо экстремистов ловить, которые вражду и рознь в Интернете к социальным группам «милиция», «власть» и «спецслужбы» разжигают. И будет страшно нам в театре, в метро, в аэропорту, и будем мы просить железной рукой в ежовой рукавице навести тут уже наконец порядок, и будем кошмариться и отшатываться, увидев рядом человека кавказской внешности. Непроизвольно».

«К сожалению, ничего необычного в Домодедово не произошло, — рассуждает agranovsky («в миру» известный адвокат и политический деятель Дмитрий Аграновский). — Во всяком случае, я совершенно спокоен — в том смысле, что не жду от нынешнего времени ничего другого. 29 марта 2010 года я совершенно спокойно поехал на плановую пресс-конференцию, в ближайшее время поеду в Домодедово. Людей жалко, но на войне как на войне. С 1985 года в нашей стране идет гражданская война. И пока конца ей не видно, совсем наоборот».

Еще одна тема, активно обсуждаемая в «Живом журнале», — отвратительное качество работы традиционных СМИ, в особенности федерального телевидения, при освещении событий в Домодедово. Так, первая съемочная группа добралась до аэропорта только в 18.35, спустя более чем два часа после взрыва. До этого же почти вся информация о взрыве шла через социальные сети.

Блогеры тут же злорадно и торжествующе возвестили о конце телевидения и радио и начале эры «Империи «Твиттера» и других блогов как единственных по-настоящему оперативных СМИ. Пользователь navalny (Алексей Навальный), выносит приговор «старым» СМИ: «Информационные агентства, радио и тот же телик. Все цитируют сообщения из «Твиттера». Первый раз я об этом подумал, когда там транслировались «события на Манежной», сейчас это стало очевидно. Первые полтора часа есть только «Твиттер».

Отчасти на это возражает dolboeb, считающий, что «мы не будем узнавать новости из «Твиттера» ни сегодня, ни через 10 лет. СМИ будут узнавать новости из соцсетей и нам докладывать. На то они и СМИ. А «Твиттер» с «Фейсбуком» были, есть и останутся сырьем для их работы».

В целом же последние дни в блогосфере прошли под горьким лозунгом «Сортир наносит ответный удар». Авторство принадлежит ЖЖ-юзеру ultroliberal, фраза эта была признана цитатой дня на ресурсе besttoday.ru, посвященном исследованию русскоязычной блогосферы.

И последнее. Еще один пост, очень верный, очень символичный.

Цитату вспомнил vizza:

«Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту — в аэропорту. Значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов. Все, вопрос закрыт окончательно…» (Владимир Путин, 24 сентября 1999 года)