«То, что произошло после завершения голосования, является неприемлемым. И Россия высказала четко, не только потому, что были задержаны наши граждане, а потому, что в целом волна арестов не может не вызывать соответствующих эмоций», — заявил в среду глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров.
В то же время министр уверен, что решать проблему «необходимо через содействие диалогу, который вовлекал бы Белоруссию в многосторонние процессы и тем самым помогал бы определять экономические реформы и укреплять демократию».
«Решить эти задачи односторонними санкциями, которые принимаются по политическим мотивам с целью ухудшить социально-экономическую ситуацию, — это не тот путь», — считает Лавров.
Напомним, 31 января на заседании в Брюсселе главы МИД Евросоюза одобрили санкции в отношении президента Белоруссии Александра Лукашенко и еще 157 белорусских чиновников, запретив им въезд в ЕС. Кроме того, высокопоставленные дипломаты приняли решение заморозить их личные финансовые счета в Европе при наличии таковых.
При этом Брюссель не стал вводить в отношении Минска экономические санкции. По некоторым данным, предлагалось запретить ввоз в ЕС продукции государственного нефтехимического концерна «Белнефтехим» и крупнейшего в СНГ производителя и поставщика калийных удобрений компании «Беларуськалий», которые зависят от европейских потребителей и являются одними из главных источников наполнения казны Белоруссии.
Реакцию российского МИДа «Особая буква» попросила прокомментировать руководителя Службы политического прогнозирования Центра по изучению постсоветского пространства Александра Караваева.
«Для российского истеблишмента в такой реакции внешнеполитического ведомства России нет ничего удивительного. Такова политика Москвы в отношении Минска. Она вытекает из того, как в Кремле рассматривают будущие отношения», — говорит Караваев.
А они строятся на том, что Кремль не видит альтернативы Лукашенко. Неудивительно, что Россия поддержала Белоруссию и негативно отозвалась о санкциях ЕС.
«В сложившейся ситуации политические санкции в отношении полутора сотен высших белорусских чиновников, включая президента, ударяют значительно сильнее, чем экономические», — объясняет политолог.
Кроме того, по его мнению, сработала своеобразная защитная реакция. Ведь и в отношении российских политических деятелей, имеющих касательство к делу Магнитского и Ходорковского, ЕС предлагает ввести аналогичные меры.