Украина осталась единственной из всех бывших республик СССР страной, не урегулировавшей проблему распределения активов Советского Союза — заграничной недвижимости, алмазного фонда и золотовалютных запасов. Даже Грузия в 2002 году была вынуждена подписать с Москвой так называемый «нулевой вариант», отказавшись от своей доли имущества некогда единого государства.
Споры о бывшем советском имуществе между Россией и Украиной ведутся по нескольким направлениям. Это, с одной стороны, разногласия по поводу собственности за пределами границ СССР (например, здания дипломатических представительств и другая недвижимость). С другой стороны, конфликты вокруг активов, которые находятся на территории России и Украины и на которые претендует сосед. Например, некоторые пансионаты, которые во времена СССР были построены за счет одной из республик, но расположены на территории соседней.
Напомним, формально вопрос о разделе зарубежной собственности СССР давно решен. В 1991 году республики заключили соглашение, по которому Россия обязывалась выплатить внешний долг Союза, а взамен получала право на его имущество за границей.
В 1994 году глава украинского правительства подписал с Москвой договор о «нулевом варианте», отказавшись и от советских долгов, и от советских активов. Но Верховная рада ратифицировать его отказалась. Уже в 1997 году депутаты украинского парламента выдвинули дополнительные требования: погашение за счет России задолженностей Внешэкономбанка СССР перед жителями Украины, предоставление украинской стороне полной информации о советских активах, а также установление режима свободной торговли между двумя странами.
Россия, выплатившая за Украину советские долги, естественно, не стала выполнять эти требования. Все эти годы позиция Москвы была однозначной: Киев должен просто признать ранее достигнутые договоренности.
Проблемный вопрос поднимался каждый раз перед официальными встречами руководителей обеих стран. Стороны обменивались претензиями и заявлениями, но достичь компромисса не могли.
Любопытно, что внутри самой Незалежной отношение к этой теме различно. Так, украинский политолог Марк Витебский заявил, что «позиция Украины в вопросе собственности бывшего СССР не делает чести нашему государству. На практике вопрос давно решен и теоретическое затягивание Украиной ратификации «нулевого варианта» начинает походить на затянувшийся шантаж».
Специалист подчеркивает, что в момент развала Советского Союза вопрос по зарубежным активам единой страны стоял достаточно остро, но все новые независимые государства согласились на вариант России. «Не от щедрости или из дружеских чувств к РФ. Просто вопрос общей собственности стоял в контексте вопросов общих долгов. И если делить здания посольств приятно и выгодно, то делить груз долгов — совсем наоборот», — говорит Витебский.
Можно предположить, что затягивание ратификации соглашения выгодно исключительно украинской стороне. Ведь эта тема всегда будет козырной картой в любой избирательной кампании на Украине.
Комментирует Кирилл Фролов, заведующий отделом Украины Института стран СНГ
Вопрос собственности ряда объектов бывшего СССР за рубежом действительно существует в отношениях России и Украины. Из достойных внимания объектов основные расположены в Японии. Спор длится с самого обретения Украиной независимости.
Но уже несколько месяцев этот вопрос не поднимался. Российская сторона стоит на своем: объекты наши.
С другой стороны, украинцы на продолжении переговоров не очень-то и настаивают на своем. В Киеве понимают, что от сотрудничества с Россией в экономической и гуманитарных областях можно получить гораздо больше, чем от возврата оспариваемого имущества.
Так, в 2010 году Киеву сделали серьезную скидку на газ, был продлен срок пребывания российского Черноморского флота в Севастополе, за что украинцы получат большие деньги в качестве арендной платы. И таких примеров много.
На Украине проявляется стремление к построению взаимовыгодных отношений с Россией. Заслуживает внимания положительная деятельность министра культуры Табачника, благодаря которой на Украину, по сути, возвращается русский язык.
Есть и отрицательные моменты: законопроект, дающий русскому статус второго государственного языка, не прошел через Раду.
Поэтому нужно понимать, что взаимоотношения России и Украины весьма многоплановы. И вопрос собственности бывшего СССР далеко не самый важный.