Действительно, размер состояний олигархов постепенно растет, однако докризисного уровня он пока не достиг. Капиталы десяти богатейших россиян совокупно составили 182 млрд долларов. Рекорд суммарного состояния был установлен в 2007 году. Тогда десятка самых богатых людей страны владела 221 млрд долларов.
В рейтинг журнала «Финанс» входят 500 самых богатых людей страны. В 2010 году в этот список попали россияне, чье состояние превышает 160 млн долларов. Чтобы попасть в рейтинг в 2007 году, достаточно было владеть на 10 млн долларов меньше. Поэтому рост очевиден.
Рекорд установлен и по числу миллиардеров. По подсчетам издания, в прошлом году капитал 114 россиян преодолел отметку 1 млрд долларов. В 2007 году их было всего 101. Чтобы войти в первую десятку богачей по итогам 2010 года, необходимо было заработать не менее 10,9 млрд долларов.
Любопытно, что впервые в рейтинг-2010 попал Евгений Касперский, создатель «Антивируса Касперского». С ходу он занял 129-ю позицию.
При подготовке рейтинга используются данные компаний, ЦБ, аналитические отчеты ведущих инвестиционных структур и банков, анонимные экспертные оценки миллиардеров и наблюдателей. Приоритетом являются оценки, озвученные публично. При отсутствии официальных данных о состояниях миллиардеров рассматриваются косвенные признаки.
Снижение позиции в рейтинге Романа Абрамовича — пожалуй, самого известного в России олигарха, — который со второго места переместился на третье, стало главной интригой исследования «Финанс». Вкупе с сообщением о продаже владельцем «Челси» 25-процентного пакета акций Первого канала Юрию Ковальчуку, считающемуся другом Владимира Путина, эксперты отметили тенденцию снижения влияния Романа Аркадьевича в Кремле и Белом доме.
Логика их проста: в нашей стране экономика неотделима от политики — трудно представить себе российского миллиардера, который так или иначе не связан с представителями высшей власти. С этой точки зрения, рассуждают некоторые политологи, потеря Абрамовичем бизнес-позиций равнозначна падению его политической роли.
Комментирует Станислав Белковский, политолог
Особой причинно-следственной связи между выходом одних людей на первые места в рейтинге и перемещением других на вторые с их политическим весом я не вижу.
Роман Абрамович, к примеру, несмотря на видимость, никогда из политики не уходил и продолжает оставаться, наверное, самым влиятельным российским бизнесменом. В этом смысле его переход с первого места в рейтинге «Финанс» сначала на второе, а теперь и на третье ничего особо не значит. У него прямые контакты с руководителями страны, и он способен решить любой вопрос. Впрочем, как и другие бизнесмены из указанного списка.
Приведенные же оценки состояний весьма приблизительные, потому как они базируются на открытых данных. Реально же объемы активов этих людей больше на 30—50 процентов.
При этом нужно понимать, что часто долги основных предприятий, которыми владеют наши миллиардеры, соответствуют цифре активов. Поэтому говорить о том, какова же реальная численность активов бизнесмена, сложно.
В целом же бизнес от политики неотделим. У каждого предпринимателя, попавшего в рейтинг, есть «свои», подконтрольные ему чиновники. Причем на совершенно разных уровнях. Те же бизнесмены, которые формально являются депутатами или сенаторами, также обеспечивают соблюдение собственных экономических интересов.