Можно с уверенностью констатировать, что сейчас губернаторы растворились во властной вертикали. Хотя в 2004 году выборы региональных начальников и были отменены, Москва долгое время не могла позволить себе не считаться с губернаторами-тяжеловесами. Теперь же авторитет регионального главы не значит ровным счетом ничего. Губернатор — назначенец президента, с народом его связывает разве что аккаунт в социальных сетях.
Последние скандалы — как, например, с главой Тульской области Вячеславом Дудкой — наглядно показывают, что в Кремле наконец-то поняли: если поставить непопулярных, не любимых народом новичков во главе списков «Единой России», на предстоящих парламентских выборах партия власти может провалиться. Федеральный центр, судя по всему, нашел решение этой проблемы: списки «ЕР» возглавят лишь те губернаторы, которые управляют своими регионами три-четыре срока подряд и пользуются настоящей поддержкой у населения. А остальные региональные начальники лишь проконтролируют достижение нужного результата и, провозгласив победу «Единой России», уйдут.
Судя по всему, первым отправят в отставку главу Тульской области Вячеслава Дудку, который замешан в деле о взяточничестве.
Следующий на очереди в Генпрокуратуру — Борис Громов. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский еще в начале января 2011 года предложил Госдуме обратиться к президенту с просьбой о немедленной отставке губернатора Подмосковья, срок полномочий которого истекает в 2012 году. Политологи считают, что досрочная отставка Громова вполне вероятна, но, несмотря на недавние скандалы, «лужковский» сценарий в Московской области не повторится, и Борису Всеволодовичу позволят уйти «по собственному желанию».
«Ледяной дождь» конца декабря привел к массовым обрывам проводов, в результате чего без электричества остались многие населенные пункты МО. Громов обещал восстановить электроснабжение региона до Нового года, однако жители области встретили праздники без света. 2 января из-за проблем с электроснабжением в 18 из 36 районах Подмосковья был введен режим ЧС, который продолжал действовать до средины января.
«К Громову слишком много претензий: подпольные казино, утечки в облбюджете. Долгое время он был нужен как противовес Лужкову. Сейчас от него ждут ухода по собственному желанию, Кремль хочет избежать громких конфликтов перед выборами, — заявил анонимный источник в Администрации президента. — Что до Сердюкова (губернатор Ленинградской области. — Ред.), то у него сложная ситуация с моногородами, и от него поступает мало предложений по развитию региона».
Губернатор Владимирской области Николай Виноградов, по мнению ряда СМИ, считается слабым руководителем — у него конфликт с партией власти.
Курский глава Александр Михайлов, в свою очередь, имеет один из самых низких рейтингов, что является большим недостатком для единороссов в преддверии старта парламентской избирательной кампании.
Стоит отметить, что судьба всех остальных региональных начальников также во многом зависит от думских выборов. Безусловно, они будут их координировать. Вполне вероятно, что те регионы, где оппоненты партии власти наберут больше дозволенного, также ждут кадровые перестановки.
Интересно, что, по мнению «Коммерсанта», формально партийные лидеры в субъектах Федерации находятся под покровительством премьер-министра и лидера «Единой России» Владимира Путина. То есть именно его политический ресурс они и будут раскручивать на выборах в декабре. И никакие губернаторы не будут отвлекать от персоны Путина, который, кстати, не исключил, что возглавит федеральный список «Единой России» на парламентских выборах.
Какую роль в ротации губернаторов будет играть Дмитрий Медведев, эксперты не говорят, однако очевидно, что глава государства не может оставаться в стороне от ситуации в регионах. Можно предположить, что разрешение, например, на допрос главы Тульской области, было с ним согласовано. Потому что в истории постперестроечной России примеров того, чтобы действующего главу области отвозили для дачи показаний, не было.
Комментирует Станислав Белковский, политолог
Губернаторов в современной России назначают и снимают по одному-единственному критерию — их соответствию интересам влиятельных федеральных финансово-промышленных групп. Все остальное, кажущееся нам причинами, — только поводы.
Стать губернатором может лишь человек, который представляет интересы одной или даже нескольких ФПГ. На своих постах, однако, еще остаются несколько глав регионов, которые пришли до введения новой системы выборов губернаторов из предлагаемых президентом кандидатур. Это люди, которые когда-то были избраны местным населением: Борис Громов или Александр Михайлов. Время этих людей заканчивается, так как их статус совсем не отвечает логике нынешней системы. К числу таких губернаторов относится и Николай Виноградов.
Все они в свое время были избраны народом и считают себя наделенными мандатами народного доверия, хотя в последний раз назначались в регионы уже по новой системе. Над ними занесен дамоклов меч.
Другое дело Валерий Сердюков. Он очень влиятельный в федеральных элитах человек.
В любом случае снятие и назначение губернаторов — предмет лоббистской борьбы, и судьбу региона, его руководства никогда нельзя точно предсказать до самой последней минуты. Чаша весов может склониться и в ту, и в другую сторону.
К президентским же выборам 2012 года ситуация с возможной заменой губернаторов в ряде регионов не имеет никакого отношения.