История вокруг «Банка Москвы» с каждым днем становится все более загадочной

Евгения СОТОВА,

«Особая буква»

Финансово-следственные мероприятия

Финансово-следственные мероприятия
Сразу же после появления письма президента «Банка Москвы» Бородина, в котором он говорит, что не против продать свою часть акций компании, следствие опровергло информацию о существовании подписанного постановления о его приводе на допрос.
7 апреля 2011
Вчера в СМИ появилась информация о том, что Следственный комитет при МВД 5 апреля выписал постановление о приводе на допрос к следователю Андрея Бородина и его заместителя Дмитрия Акулинина в качестве обвиняемых по уголовному делу, которое возбуждено по факту мошенничества со средствами из городского бюджета на 12,76 млрд рублей через кредит ЗАО «Премьер Эстейт», выданный «Банком Москвы».

По данным Бориса Березовского, после отъезда из России проживающего в Лондоне, глава «Банка Москвы» Андрей Бородин собирается просить в Великобритании политического убежища. Об этом опальный олигарх заявил в интервью газете Daily Mail. Березовский даже пошутил, что в Лондоне вскоре образуется профсоюз бизнесменов, сбежавших из РФ. Как сообщает Интерфакс, Бородин опасается уголовного преследования по делу о мошенничестве с крупным кредитом, выданным банком главе «Интеко», супруге экс-мэра Москвы Батуриной. Сам он рассказал СМИ, что находится на лечении за границей и планирует вернуться в Россию в ближайшее время.

Бородин и Акулинин, согласно сообщениям в прессе, якобы были привлечены в качестве обвиняемых по статье 201 («Злоупотребление полномочиями») Уголовного кодекса РФ. Однако обвинение им предъявлено не было, поскольку они не явились к следователю в назначенный срок. В свою очередь, Бородин заявил, что с прошлой недели находится на лечении за границей и вернется в Россию не раньше, чем позволит здоровье, сообщает «Газета.Ru».

Однако СК при МВД опроверг информацию о подписании постановления о приводе руководителей «Банка Москвы» в качестве обвиняемых по уголовному делу. «СК при МВД эту информацию не распространял. Она не соответствует действительности», — рассказала руководитель пресс-службы ведомства Ирина Дудукина.

Данное опровержение появилось вскоре после того, как на ленте РИА «Новости» появились отрывки письма Александра Бородина, в котором тот заявил о том, что готов продать принадлежащие ему акции банка.

Напомним, правительство Москвы в феврале нынешнего года продало ВТБ 46,48 процента акций «Банка Москвы» и 25 процентов плюс одна акция Столичной страховой группы (ССГ), владеющей 17,32 процента акций банка, суммарно за 103 млрд рублей. ВТБ заявил о намерении довести свою долю в финансовой структуре до 100 процентов. Андрей Бородин, совместно со своим советником Львом Алалуевым, владеющими 20,3 процента акций «Банка Москвы», сделали ВТБ встречное предложение о выкупе приобретенного у московских властей пакета.

Бородин считает, «что надо идти по пути конструктивного диалога». «Я призываю ВТБ покончить со всей этой мышиной возней. Надо понимать, что все это происходит на глазах у миллионов вкладчиков «Банка Москвы», а также сотрудников банка, которые добросовестно работали, и теперь у них крайне высокая степень неопределенности и сплошной негатив», — говорит президент компании.

Он предложил главе ВТБ Андрею Костину сразу несколько способов разрешения конфликта акционеров и попросил его определиться с выбором варианта за шесть дней.

При осуществлении первого сценария ВТБ получает все контролируемые структурами Бородина акции «Банка Москвы», ССГ и других компаний по стоимости, согласованной с ВТБ. При этом Бородин уверен, что это можно осуществить в течение 10 дней.

Реализация другого сценария под названием «цивилизованный развод» предполагает завершение сделки с комплексной независимой экспертизой всех спорных вопросов международным экспертом из числа ведущих аудиторских фирм и инвестбанков, и как результат — согласование цены акций «Банка Москвы», ССГ и непрофильных активов, которые собирается приобрести ВТБ.

К спорным вопросам Андрей Бородин относит достаточность резервов по кредитному портфелю «Банка Москвы», справедливую оценку непрофильных активов, справедливую оценку акций «Банка Москвы» и ССГ. Осуществление такого сценария, по его оценкам, может занять от двух до трех с половиной месяцев.

В качестве третьего варианта Бородин предлагает выкуп им и его партнерами доли ВТБ в «Банке Москвы» и Столичной страховой группе. Он также описал вариант разрешения конфликта, при котором одна сторона, предложившая наибольшую цену, выкупает акции другой стороны.

В этой, на первый взгляд сугубо финансовой истории, есть еще и третье действующее лицо, которое вносит в конфликт, как принято говорить, хозяйствующих субъектов важную политическую составляющую. Речь идет о жене опального экс-мэра Москвы Елене Батуриной, чьи структуры были очень плотно связаны с «Банком Москвы» и его руководством. К этой связи у правоохранительных органов накопилось множество вопросов. Которые, правда, были заданы лишь после отставки Юрия Лужкова.

Это позволило многим экспертам сделать вывод о том, что конфликт «Банка Москвы» и ВТБ, а также нападки следствия на Андрея Бородина обусловлены исключительно политическими мотивами — то есть желанием нового столичного руководства избавиться от любых проявлений лужковского наследия.

Напомним, следствие утверждает, что перевод средств из «Банка Москвы» в компании, а затем на личные счета главы «Интеко» Елены Батуриной осуществлялся тремя траншами на протяжении 2010 года. В 2009 году структура Батуриной «ТД «Раменская» продала 58 гектаров земли на западе столицы неизвестному покупателю почти за 13 млрд рублей. Эти деньги президент «Интеко» использовала для досрочного погашения банковских кредитов. Позднее стало известно, что покупателем земли стало ЗАО «Премьер Эстейт». Для выкупа земли у Батуриной компания взяла летом 2009 года кредит у «Банка Москвы».

В конце декабря 2010 года Главное следственное управление при ГУВД Москвы возбудило уголовное дело в отношении неустановленных лиц из числа сотрудников кредитной организации. Следователи считают, что служащие банка знали о недостоверности предоставленных «Премьер Эстейт» сведений о предмете залога, служащего обеспечением кредита, но ввели в заблуждение руководство банка, обманув его при оценке консолидированного уровня кредитного риска. В «Интеко» настаивают, что сделка по приобретению компанией «Премьер Эстейт» у Батуриной участка на западе Москвы законна.

«Особая буква» попросила прокомментировать сложившуюся ситуацию председатель партии «Яблоко» Сергея Митрохина.

«Вся эта история выглядит очень неприглядно. Начать надо с того, что сам «Банк Москвы» продается незаконно, не по законной процедуре. Там должен был быть аукцион, но его не было», — говорит Митрохин. По его мнению, имеет место «фактически сговор правительства Москвы и ВТБ по продаже банка. Теперь этот сговор продавливается, и, поскольку он изначально был незаконным, он наталкивается на самые неожиданные препятствия в своей реализации».

«Я думаю, что уголовное дело против Бородина тоже политически и экономически мотивировано, его просто вынуждают в обход закона продать банк по той цене, которая согласована между ВТБ и правительством Москвы», — утверждает лидер партии «Яблоко». По его словам, он уже обратился с письмом в прокуратуру по поводу незаконности самой сделки.

«Непонятно, почему следствие занялось Бородиным, но не занимается сделкой по продаже банка, которая очевиднейшим образом незаконна», — недоумевает Митрохин.

Лучший выход из этой ситуации, по его мнению, — восстановление законности, а это значит расторжение всех соглашений между правительством Москвы и ВТБ, выставление «Банка Москвы» на открытый аукцион с участием всех желающих организаций. «По-моему, этого никто делать не собирается. Поэтому дальше будет разрастаться цепочка скандалов, всевозможных нелепостей вокруг этой истории», — уверен наш собеседник.

При этом он обращает особое внимание на уголовное дело, которое было возбуждено в связи с выдачей кредита «Банком Москвы» компании «Премьер Эстейт». «Нам так и не объяснили, в чем незаконность того кредита. Менеджмент говорит, что возврат происходит по графику, что банк вернет все свои деньги, которые он отдал на эти цели. Почему следствие не доверяет банку, непонятно», — заявил Сергей Митрохин.

По его словам, «кончиться все это может печально, а именно тем, что Лондонский суд действительно признает Бородина политическим беженцем, потому что вся эта компания может быть легко признана политически мотивированной. Тогда это будет очередной позор для страны и удар по внешнеполитическому имиджу России», — предостерегает председатель партии «Яблоко».