Бывший спикер Совета Федерации примет участие в парламентских выборах

Комментирует Евгений Минченко,

политолог, политтехнолог

Миронов хочет быть не «обиженным водовозом», а партийным «паровозом»

Миронов хочет быть не «обиженным водовозом», а партийным «паровозом»
Небывалая оппозиционная активность Сергея Миронова несет угрозу вовсе не «Единой России» (ее электорат справедливороссы себе не перевербуют), а старым оппозиционным партиям — КПРФ и ЛДПР.
20 мая 2011
Досрочное прекращение полномочий Сергея Миронова на посту спикера Совета Федерации, его резкое выступление в питерском Заксе перед отрешением от должности, предвыборные планы и непрекращающаяся оппозиционная риторика — все это благодатное поле для конспирологического и политологического анализа, построения различных прогнозов.

 

Вчера экс-спикер Совета Федерации Сергей Миронов на своей пресс-конференции заявил, что им принято решение занять депутатское кресло в Госдуме. Готовность уступить Миронову свой мандат уже выразили восемь членов думской фракции «Справедливой России». В Госдуме у Миронова есть возможность занять пост лидера фракции справедливороссов (сейчас фракцию возглавляет Николай Левичев) или стать вице-спикером Госдумы, сменив своего однопартийца Александра Бабакова. Что касается партстроительства, то тут Миронов тоже планирует развернуть бурную деятельность — по его словам, недавно ставший формальным лидером «Справедливой России» Левичев будет заниматься организационно-партийной работой, а сам Миронов — кадровой и политической. «Я возглавлю список в Госдуму и на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга», — обозначил свои планы на выборы бывший сенатор. В своем недавнем смещении с поста спикера Совфеда Сергей Миронов обвинил «реакционную часть «Единой России» и заявил, что тандем к этому не причастен и на Владимира Путина он не обижается. «На обиженных воду возят, я не хочу быть водовозом» — пошутил Миронов, но тем не менее пообещал, что теперь «Справедливая Россия» станет по-настоящему оппозиционной партией.

Прежде всего, интересен вопрос: нынешняя достаточно жесткая политическая линия Сергея Миронова — это хорошо продуманный план по превращению «Справедливой России» в системную оппозиционную партию (действительно оппозиционную, а не такую как сейчас) или Миронов действует в «состоянии аффекта» и у бывшего российского чиновника №3, столкнувшегося с массированной атакой «ЕР», просто бурлят эмоции?

Если учесть богатый опыт многолетней бюрократической работы экс-спикера, трудно предположить, что он не умеет держать удар и будет определять свою политическую судьбу лишь под воздействием негативных эмоций. Скорее всего, мы имеем дело с холодным планированием, декорированным «праведным негодованием». Однако не до конца ясно, является ли проект «Миронов — харизматичный оппозиционер» задумкой самого Миронова или же это часть доктрины «высоких кабинетов» по искусственному «оживлению» политической жизни в стране, созданию управляемой политической конкуренции.

В любом случае ясно, что «Справедливая Россия» решила всерьез драться за места в Госдуме на выборах, а Миронов в предвыборных баталиях будет играть ключевую роль. И его уход с поста спикера Совета Федерации тут в равной степени является для партии и плюсом, и минусом.

Минус для справедливороссов очевиден: Миронов, лишенный не только «мигалок» и охраны ФСО, но и мощнейшего административного ресурса, перестает восприниматься региональными чиновничьими элитами как человек системы. Он в их глазах становится в один ряд если не с Немцовым и Каспаровым, то уж точно с Зюгановым и Жириновским. «Справедливая Россия», вроде бы не являющаяся больше пресловутой «второй партийной ногой власти», по полной программе испытает на себе весь комплекс административного воздействия в провинции: и враждебность губернаторов, региональных избиркомов, и недружелюбие милиции (в Питере ОМОН уже разгоняет акции эсеров).

Но есть и несомненный плюс — как раз избавление Миронова от «мигалок» и прочих атрибутов внешнего бюрократического «величия» делает его привлекательным лидером для масс. Масс, достаточно оппозиционных для того, чтобы голосовать за врагов «Единой России», но недостаточно радикальных, чтобы выпускать протестный пар на акциях несистемных «борцов с режимом».

И в данном контексте кипучая деятельность экс-сенатора по превращению «Справедливой России» в «настоящую оппозиционную партию» несет угрозу вовсе не «Единой России» (ее электорат справедливороссы себе не перевербуют), а старым оппозиционным партиям — КПРФ и ЛДПР. Именно с двумя последними эсеры будут биться за сердца протестного электората. И вполне понятна нервная реакция того же Жириновского на намерение Миронова пойти в Госдуму. «Он завалил Совет Федерации, теперь придет сюда» — заявляет на публику лидер ЛДПР. На самом деле никуда Миронов Совет Федерации, разумеется, не завалил, не завалит и Госдуму, а вот отнять кусок оппозиционного электорального пирога у коммунистов и жириновцев он вполне способен.

А главное, попробуйте теперь сказать, что в России мертво политическое поле, нет конкуренции, а выборы — скучный ритуал. Все бурлит, банкиры и олигархи масштаба Александра Лебедева и Михаила Прохорова идут в политику, а люди, вчера бывшие частью бюрократического олимпа, сегодня говорят о том, что лимит на революции не исчерпан, и готовят партийные структуры к борьбе за избирателя.

Нет у нас никакого авторитаризма и тотальной управляемости, забудьте. Это все «враги России» придумывают! Мы — «молодая развивающаяся демократия». Все борются со всеми, парламент — вновь место для дискуссий.

Вот только один человек в стране по-прежнему вне критики. Его зовут… Ну вы знаете, как его зовут.

Комментирует Евгений Минченко, политолог, политтехнолог

Уход Миронова, а вместе с ним и всей «Справедливой России» в оппозицию закономерен. Других вариантов у экс-спикера Совета Федерации просто нет. Идея «второй партии власти» провалилась. Двух партий власти быть не может. На этом же погорела в свое время и «Родина».

Желая выжить в политическом плане, Миронов идет сейчас на такой шаг.

Он понял, что его «сливают». Конечно, у Сергея Миронова есть спонсоры, которые что-то ему советуют. Но подобные действия вытекают из элементарной логики поведения. Сказали человеку: спасибо, до свидания, вы не нужны. Он же посчитал, что еще нужен. Главное же — есть партия, то есть люди, которые вложили в дело свои деньги, усилия, имиджевый капитал.

Шансы преодолеть семипроцентный барьер в Госдуму на предстоящих выборах у эсеров есть. Даже если партия не будет обладать мощной поддержкой со стороны федеральных телевизионных каналов. У справедливороссов есть худо-бедно выстроившаяся сеть в регионах, свои депутаты. И у Миронова есть шанс правильно определить стратегию с привлечением региональных элит. То есть, если не будут делать глупости, шансы пройти в парламент у «СР» неплохие.

К тому же то, как обошлись с Мироновым, только поднимет его рейтинг в глазах избирателей. У нас любят обиженных властью. Можно смело «играть Че Гевару».

Прибавит это ему очков и в Санкт-Петербурге, ситуация в котором и стала причиной отзыва Миронова с поста спикера СФ. В Северной столице рейтинг «Единой России» и Матвиенко не очень высок. Поэтому на выборах в местное законодательное собрание «Справедливая Россия» может неплохо выступить.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов