РФ всерьез рассматривает возможность выхода из договора СНВ-3

Комментирует Анатолий Цыганок,

руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа

В Удмуртии взорвалась последняя надежда напугать Запад гонкой вооружений

В Удмуртии взорвалась последняя надежда напугать Запад гонкой вооружений
Россия угрожает Североатлантическому альянсу началом гонки вооружений, если НАТО не пойдет на уступки в вопросе о ПРО. А в это время в Удмуртии взрываются склады с боеприпасами, демонстрируя, в каком состоянии пребывает наша оборонка.
4 июля 2011
Дмитрий Медведев ставит перед Западом жесткое условие: либо НАТО в течение года договаривается с РФ о создании совместной ПРО, либо Москва полностью развязывает себе руки в деле укрепления своего стратегического арсенала. Предполагается, что российская ракетная группировка на западных границах будет серьезно усилена и, возможно, наша страна даже выйдет из договора СНВ-3.

 

Пока российское руководство пытается выбить у НАТО уступки в вопросе по ПРО, пугая Запад началом гонки вооружений, российская армия взрывается в мирное время сама по себе, в самом буквальном смысле слова, — горят склады с боеприпасами. Сейчас огненное зарево и грохот взрывов стоят над Удмуртией, где детонируют боеприпасы времен холодной войны. Пострадали десятки человек, а по невеселым прогнозам офицеров, взрывы на военном объекте могут происходить еще на протяжении трех—пяти лет.

Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин в интервью «Коммерсанту» заявил, что переговоры по ПРО направлены на то, чтобы эта система «не подрывала наши силы ядерного сдерживания».

Если устраивающее Россию решение — организация единой ПРО России и НАТО с секторальным принципом либо интеграция нашей и натовской ПРО — не будет утверждено на переговорах, российские представители угрожают принять «ответные меры». Под такими мерами понимается, прежде всего, создание системы воздушно-космической обороны (ВКО), которая объединит войска противовоздушной и противоракетной обороны, а также системы предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.

По словам Рогозина, «ВКО — это наша система ПРО», которая будет создаваться в любом случае. «Вопрос в том, в какой форме будут создаваться войска ВКО,— приводит слова Рогозина «Коммерсант». — Если с НАТО удастся договориться, мы внесем в свою концепцию коррективы».

Также, в случае если переговоры с Североатлантическим альянсом зайдут в тупик, Россия планирует развернуть на своих западных границах мощную ракетную группировку, а чтобы военное и политическое руководство ничто не сковывало в этих действиях, наша страна даже готова выйти из договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Таким образом, Москва и НАТО, по сути, вновь вернутся к гонке вооружений, закончившейся более 20 лет назад.

Напомним, что гонка вооружений — изматывающее противостояние США и СССР, которое длилось с конца 40-х до конца 80-х годов. По меткому выражению президента Рональда Рейгана, в ходе гонки вооружений США «заставили Советы вдавить педаль газа в пол» — наша экономика, вынужденная работать на армию, с трудом выдерживала колоссальные нагрузки холодной войны.

Но при этом СССР находился все же в куда более выгодном положении, нежели нынешняя Россия. Огромная советская империя, имевшая отлично организованный военно-промышленный комплекс и блестящую научную элиту, окруженная союзниками из числа социалистических стран, все-таки мало похожа на Российскую Федерацию с деградировавшей «оборонкой» и армией, приспособленной лишь для участия в локальных конфликтах.

Вряд ли наш верховный главнокомандующий, раздраженно намекая Западу на новую гонку вооружений, не понимает, что если она начнется, то станет всеобъемлющим процессом, подчиняющим себе многие отрасли экономики и многие стороны жизни общества. Это не только размещение нескольких ракет в Калининградской области. Запад, столкнувшись с усилением нашей группировки в Европе, в свою очередь, начнет соответствующие действия по усилению своих военных позиций на европейском континенте и в других регионах, а военно-промышленные лоббисты США и ЕС будут только рады такому сценарию.

В российской армии и ВПК дела обстоят неважным образом, говорить о том, что военный потенциал РФ сопоставим с потенциалом НАТО, может только совсем уж оторвавшийся от жизни ура-патриот. Как признало недавно руководство оборонного ведомства, в армии нет даже основного боевого танка, отвечающего требованиям времени, а самый современный российский танк Т-90 — лишь глубокая модернизация машин советского поколения. Хотя, казалось бы, танкостроение всегда было сильной стороной отечественной промышленности. Основу парка тяжелых стратегических бомбардировщиков составляет самолет ТУ-95, разработанный в 50-е годы.

Вряд ли Россия, с трудом запустившая ракету «Булава», провалившая программу ГЛОНАСС, не способная наладить даже производство беспилотных летательных аппаратов, будет в силах выдержать напряженный темп научного и промышленного состязания с США и НАТО.

Комментирует Анатолий Цыганок, кандидат военных наук, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа

Десять лет назад Россия и НАТО уже проводили совместные командно-штабные учения, в ходе которых отрабатывалась система общей противоракетной обороны. Еще тогда российская сторона высказала все свои аргументы в пользу создания секторальной ПРО, когда наша страна прикрывала бы от угроз юг и восток, а НАТО отвечало бы за Ближний Восток. Аргументы эти не изменились с тех пор. К ним же апеллируют российские переговорщики и сегодня.

Но, несмотря на это, тогда, десять лет назад, натовцы решили развивать свою систему противоракетной обороны отдельно. Связана данная позиция именно с оценкой потенциальных опасностей. А она различается у НАТО и России. Среди всего прочего, на Западе с опаской смотрят на возможное переизбрание президентом Владимира Путина, отличившегося антинатовской риторикой. Не исключают в Брюсселе и Вашингтоне и прихода в Кремль какого-нибудь другого, еще более враждебно настроенного в отношении Запада человека. Россия с точки зрения европейцев и американцев непредсказуема.

Масла в огонь добавляют и новые члены Альянса — страны Восточной Европы. Восточноевропейцам, вооружение армий которых все больше устаревает, нужны деньги на его замену. И они хотели бы, чтобы профинансировал такое перевооружение именно Запад. Для этого необходим враг, и врагом таким стараются представить Россию.

Запугивать Запад новой гонкой вооружений бессмысленно. Там отлично знают, что наш Воткинский завод, производящий ядерные ракеты, способен выпускать их в количестве 12—15 штук в год. Этого чрезвычайно мало для того, чтобы заменить стоящие сегодня на вооружении и стремительно устаревающие ракеты. Скоро они отслужат свое, а заменить их нечем.

Так что запугивание европейцев наращиванием группировки на западных рубежах России — блеф. А значит, не пойдет руководство нашей страны и на выход из СНВ-3.

Сегодня во всем военно-промышленном комплексе РФ ситуация неутешительная. Уже пора бы открыть новую фазу очередного поколения вооружений, а у нас даже не разработано ничего. Есть ГЛОНАСС, новый учебный самолет, еще два-три образца новых вооружений — и это все. Так что на старт новой гонки вооружений нам и выходить не с чем.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов