Депутат Государственной думы от фракции «Справедливая Россия» Илья Пономарев считает, что вся «прелесть» закона об экстремизме, с точки зрения его разработчиков, как раз и состоит в его размытости, в отсутствии границ того, что можно было бы экстремизмом считать. «А тут как раз приближаются выборы, и необходимо проредить поток изданий, способных поддержать оппозиционные движения. То есть обществу и журналистам в первую очередь посылается красноречивый намек: думайте, что делаете. Не стоит слишком активно поддерживать «сомнительных» и «внесистемных». Не надо по известной формуле «раскачивать лодку», — говорит эксперт.
По словам собеседника «Особой буквы», власть неплохо чувствует уровень солидарности тех, кому она «намекает». «Но Химкинский лес рубится не на каждом углу, — рассуждает депутат. — И по факту никакого единого отпора этим, пусть даже преувеличенно понятым, посягательствам на свободу слова не будет. К большому сожалению».
Илья Пономарев уверен, что у нас сильнее любой цензуры — самоцензура. Большинство СМИ не получают прямых указаний. Но все знают правила игры, свои слабые места. «Ведь все где-нибудь да не в ладах с буквой закона. И до поры до времени «начальство» готово никого не трогать, держа в узде. А иногда даже сознательно поощряя конформизм, перекладывая функции цензоров на уровень самой же «кухни», а не оценщиков продукта», — уверен он.
По мнению парламентария, абсолютно все равно, с какого момента начнутся проверки — с 1 ли января 2012 года, то есть уже после думских выборов, которыми будет, скорее всего, предопределен результат президентских, или в любой другой день, без подготовительной паузы. «Прижучить» кого угодно можно и задним числом», — подытожил наш собеседник.
Материал подготовили: Александр Самарцев, Мария Пономарева, Александр Газов