Гибель «Булгарии» — следствие жуткого положения дел на российских пассажирских речных линиях

Комментирует Илья Яшин,

политик

Ровесник «Варшавского договора» пошел ко дну

Ровесник «Варшавского договора» пошел ко дну
В России до сих пор активно эксплуатируются суда, построенные в ГДР, Чехословакии и Венгрии в 50—60-х годах прошлого века.
11 июля 2011
Вчера на Волге в Куйбышевском водохранилище затонул пассажирский дизель-электроход «Булгария». На борту в момент катастрофы находилось до 199 человек, причем 15 из них не были официально зарегистрированы. По данным, приводимым «Коммерсантом», 77 человек были спасены проходившим по реке пароходом «Арабелла». Официально признаны погибшими 13 человек, судьба остальных неизвестна.

 

Трагедия «Булгарии» — одно из самых страшных событий в истории отечественного речного флота. По масштабу с ним сопоставимо только крушение круизного теплохода «Александр Суворов» 5 июня 1983 года. 28 лет назад судно врезалось в опору моста, по которому в этот момент проходил грузовой поезд. Тогда погибли, по разным данным, от 176 до 600 человек. В качестве причины вчерашнего кораблекрушения называют резкий крен судна на правый борт — во время маневра, связанного со сменой фарватера, «Булгарию» захлестнула волна. Была гроза, шел сильный дождь, что еще более усугубило катастрофическое положение. Дизель-электроход ушел под воду за считаные минуты, у людей, находившихся в каютах, практически не было шансов спастись.

Двухпалубная «Булгария» была, мягко говоря, старым судном. Построенная в 1955 году в Чехословакии и называвшаяся первоначально «Украина», она была одним из дизель-электроходов проекта 785 (типа «Россия», словацкое обозначение OL800, osobna lod 800, «пассажирское судно мощностью 800 лошадиных сил»). Это средние пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях, имеющие одно-, двух- , четырех-, а также шести- и восьмиместные каюты. В процессе их многолетней эксплуатации каюты большой вместимости были переоборудованы, на кораблях были также оставлены две спасательные шлюпки вместо четырех. За период 1952—1958 годов дизель-электроходов проекта 785 было построено 36 единиц, им присваивались названия в честь республик СССР и выдающихся русских композиторов.

Проект 785 — лишь одна из нескольких старых серий пассажирских плавсредств, многие из которых до сих пор используются туристическими компаниями на российских реках. Есть, например, теплоходы проекта 588 (серия I — «В. Чкалов» и серия II — «Александр Невский», немецкое обозначение BiFa Typ A, Binnenfahrgastschiff Typ A, «речной пассажирский теплоход, тип А») — средние пассажирские суда, строившиеся для СССР на немецкий верфях в 1954—1961 годах. По-прежнему на плаву строившиеся в Венгрии в 1959—1967 годах теплоходы проекта 305 (тип «Дунай»).

Все эти суда, когда-то действительно надежные и комфортабельные, давно уже морально и физически устарели. О том, что на них зачастую страшно было плавать, о постоянных отключениях электричества и протекающих иллюминаторах на той же «Булгарии» сейчас активно вспоминают блогеры.

О плачевном состоянии пассажирской авиации, с ее древними Ту-134 и Ту-154, в последнее время не говорит только ленивый. Но вот ситуация с речным флотом до гибели «Булгарии» не привлекала особенного внимания.

Есть точка зрения, что возраст судов не имеет такого уж серьезного значения — мол, при правильной эксплуатации и квалифицированном техническом обслуживании пароходы и дизель-электроходы могут прослужить многие десятилетия. Однако в правильном техническом обслуживании и состоит главная проблема. Старое судно требует весьма острожного обращения с собой и постоянного, тщательного ухода, глубокой дорогостоящей модернизации.

Но многие российские туристические компании, экономя на покупке новых теплоходов, предпочитают гонять по речным линиям старые посудины, уже даже пережившие страны, где они были построены, — ГДР и Чехословакию. При этом постоянные мелкие поломки, происходящие на них, вовсе не воспринимаются как тревожные симптомы надвигающейся трагедии.

Комментирует Илья Яшин, политик

Россия семимильными шагами подступает к экономическому коллапсу, который связан с тем, что заканчивается ресурсная база, наработанная в советский период нашей истории, когда был заложен некий технологический фундамент страны. Модернизация советской инфраструктуры происходит исключительно на словах, а на практике мы видим совершенно варварское использование изношенной техники, которое грозит тем, что в определенный момент все начнет приходить в негодность — заводы, самолеты, теплоходы. Все начнет тонуть, рушиться, падать.

Мы уже сейчас наблюдаем аварии на гидроэлектростанциях, различные обрушения, теперь вот затонувшее судно, которое было построено еще в середине прошлого века, поэтому явно не соответствовало современным нормам безопасности.

Несмотря на сохраняющуюся благоприятную ситуацию в экономике, власть не делает ничего для того, чтобы заменить старую технику на новую, обеспечить безопасность на транспорте. Вся страна нацелена на бездумное зарабатывание денег. Это не только экономическая, это еще и нравственная проблема.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов