Власть готова отпустить Ходорковского по УДО, но не хочет, чтобы это решение выглядело политическим

Комментирует Станислав Белковский,

политолог

Условно-неполитическое досрочное освобождение

Условно-неполитическое досрочное освобождение
По-прежнему неизвестна судьба ходатайства об условно-досрочном освобождении Михаила Ходорковского. Также адвокатам возвращена надзорная жалоба на приговор Хамовнического суда.
13 июля 2011
Напомним, ходатайства об условно-досрочном освобождении были направлены Ходорковским и Лебедевым в Преображенский районный суд Москвы после вступления в силу приговора по второму «делу ЮКОСа». В то время осужденные еще находились в «Матросской Тишине» и подача ходатайства именно в Преображенский суд была вполне законна и оправданна: именно к нему территориально прикреплено СИЗО №1. Однако вскоре Ходорковский и Лебедев были этапированы в колонии, и Преображенский суд воспользовался этим, чтобы передать бумаги по УДО в соответствующие региональные управления Федеральной службы исполнения наказаний. В случае Ходорковского это Карельское УФСИН.

 

Если по Платону Лебедеву положение дел более-менее понятно — его ходатайство об УДО передано в Вельский районный суд Архангельской области (Лебедев отбывает наказание в этом регионе), который начнет его рассматривать уже 26 июля, — то ситуация с УДО Михаила Ходорковского абсолютно неясна. Обычно такие вопросы решаются в течение двух недель — ничего особенно сложного в процедуре рассмотрения ходатайства об УДО нет. Тем не менее процесс затягивается. Одновременно Московский городской суд «завернул» надзорную жалобу на последний приговор по «делу ЮКОСа». Мосгорсуду не понравилось, что жалоба от Ходорковского и Лебедева подана совместная, — судьи считают, что жалоб должно быть две.

Когда во время президентской пресс-конференции журналисты спросили Дмитрия Медведева: «Опасен ли для общества выход Ходорковского на свободу?» — глава государства резко и коротко ответил: «Нет, абсолютно не опасен». Общество оживилось, истолковав данное высказывание как четкий недвусмысленный сигнал вниз по вертикали.

Одновременно в середине июня прозвучало странное сообщение в эфире «Серебряного дождя»: ведущий объявил, что в редакцию позвонила некая высокопоставленная персона, пообещавшая, что экс-глава ЮКОСа выйдет на свободу 25 июня. При этом радиожурналист был настолько впечатлен высокой должностью звонившего, что выразил полную уверенность в грядущем освобождении Ходорковского и даже пообещал съесть чилийский перец в прямом эфире, если этого вдруг не произойдет. Политологи тут же выдвинули версию о том, что эти слухи распускают «люди, близкие к пресс-службе президента».

Как бы то ни было, после 25 июня прошло уже немало времени, а Михаил Ходорковский не только не на свободе, но даже неизвестна дата рассмотрения его ходатайства об условно-досрочном освобождении. Съел ли ведущий «Серебряного дождя» перец, нам неизвестно.

Вместе с тем всем абсолютно ясно, что Ходорковского необходимо освобождать — слишком уж велики репутационные потери России в связи с «делом ЮКОСа». О Ходорковском с упреком говорят все — от Amnesty International до американских конгрессменов, от гендиректоров федеральных телеканалов во время встречи с президентом до новоиспеченных партийных вождей в эфире «Эха Москвы». Давление на власти растет на всех направлениях, и даже двусмысленное решение ЕСПЧ по «делу ЮКОСа» не является утешением для официальной Москвы.

По сути, продолжения истязаний Ходорковского сейчас могут требовать только совсем уж умалишенные «охранители», не уважаемые даже теми, кого они выбрали себе в качестве «хозяев».

Перед властями стоит дилемма. Можно прекратить этот длящийся с 2003 года позор прямо сейчас, воспользовавшись спасительными нормами Уголовного кодекса об УДО. В этом случае положение российских элит в глазах элит мировых резко улучшится, что особенно важно на фоне набирающих обороты скандалов вокруг «дела Магнитского». Однако выход на свободу Ходорковского в контексте надвигающегося выборного цикла — вещь для властей пугающая.

При этом они сами не могут толком понять, чего боятся — находясь на условно-досрочном освобождении, бывший «узник тишины» в любом случае не сможет принять участия ни в парламентских выборах, ни в президентских, даже если у него такое желание возникнет. Видимо, страх перед самой личностью Ходорковского, его окрашенной в героико-трагические тона харизмой и управленческими талантами настолько силен, что люди из высоких кабинетов не хотят допускать даже очень теоретическую возможность раскачивания предвыборной лодки.

К тому же Москва, как известно, не любит показывать, что она делает что-либо «под давлением». На взгляд Кремля, немедленное освобождение Ходорковского может быть воспринято российской и мировой общественностью как явная уступка, а не как самостоятельное решение.

Поэтому Кремль и иные центры силы вполне могут выработать консолидированное и компромиссное решение — освободить Платона Лебедева, сорвав тем самым аплодисменты всего мира, а вопрос по Михаилу Ходорковскому под различными бюрократическими предлогами отложить до выборов президента. И уже потом, в 2012 году, когда наши правители, отдышавшись от предвыборных трудоемких манипуляций, начнут заниматься своим любимым делом — встраиванием в мировую элиту, — придет пора распахнуть ворота колонии №7 города Сегеж, Республика Карелия.

Ну а пока ворота на этом затерянном в карельских лесах объекте остаются закрытыми, перспективы у наших правителей будут, мягко говоря, не блестящими.

Комментирует Станислав Белковский, политолог

Освободят ли Михаила Ходорковского по УДО или нет, сегодня точно не может сказать никто. Но есть один объективный дедлайн, который нельзя сбрасывать со счетов. Это очередные выборы президента США, намеченные на ноябрь 2012 года.

Будем исходить из того, что Дмитрию Медведеву удастся сохранить свой пост и после выборов главы государства в нашей стране. Он между тем никогда не скрывал — и подтвердил это в интервью изданию Financial Times, — что чрезвычайно заинтересован в переизбрании Барака Обамы на второй президентский срок.

Для самого Обамы было бы очень кстати показать, что его политика «перезагрузки» отношений с Россией приносит плоды по знаковым направлениям, одним из которых является «дело Ходорковского».

Поэтому если Медведев решит сделать «подарок» американскому коллеге и попытаться помочь ему на выборах, то не позднее октября 2012 года Михаил Ходорковский выйдет на свободу. Именно в рамках условно-досрочного освобождения, без какого бы то ни было оправдания.

Если же на президентские выборы в России пойдет не Медведев, то здесь предсказать, как сложится судьба Михаила Ходорковского, невозможно.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов