История о том, как благовещенский педофил поссорил Следственный комитет и прокуратуру

Татьяна РЯЗАНОВА,

«Особая буква»

Конфликт ГП и СК с извращенным размахом

Конфликт ГП и СК с извращенным размахом
Между Следственным комитетом и Генпрокуратурой разгорается новый конфликт. Поводом на этот раз стала скандальная история о том, как «амурского педофила», надругавшегося над маленькой девочкой, не захотели задерживать люди в погонах.
26 июля 2011
Эксперты полагают, что причина столкновения двух силовых ведомств кроется вовсе не в конкретных делах, а лежит в области разделения полномочий СКР и ГП.
Следственное управление СКР вчера возбудило уголовное дело в отношении сотрудников благовещенской и амурской областной прокуратур, отказавшихся принять заявление от матери потерпевшей девочки. Однако это дело практически сразу было прекращено областной прокуратурой. Следователей даже не пустили в здание надзорного ведомства, куда они привели мать потерпевшей, чтобы та указала, кто именно из сотрудников ГП отказался принять у нее заявление. Позже в прокуратуре пояснили, что дело было прекращено по причине того, что руководитель регионального Следственного управления СКР был не вправе принимать решение о возбуждении уголовного дела в отношении работника прокуратуры области — этим правом наделен лишь председатель СКР или его заместитель. По итогам событий в Благовещенске был уволен дежурный смены ОМ №3, четверо сотрудников ОМ предупреждены о неполном служебном соответствии, а один оперативный дежурный получил выговор. Также своего поста лишился следователь СКР по Амурской области, который дежурил в день совершения преступления. Главный следователь Приамурья Андрей Голомбиевский сообщил, что в отношении указанного сотрудника заведено уголовное дело по статье УК РФ «халатность».

История началась с того, что мама потерпевшей девочки с 19 по 21 июля не могла добиться от правоохранительных органов должной реакции на свое заявление о преступлении. «Проверка по сообщению была проведена ненадлежащим образом, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов малолетней», — сообщает Следственное управление Следственного комитета РФ по Амурской области.

Подозреваемого в изнасиловании ребенка Алексея Жицкого задержали, но после допроса отпустили домой. Мама девочки написала заявление уже в Следственное управление Амурской области. Только после этого в доме подозреваемого был проведен обыск, а его самого решено было вновь ограничить в свободе. К этому моменту разъяренные жители были уже готовы учинить самосуд над педофилом. Сотрудникам ОМОНа пришлось переодеть Жицкого в форменную одежду и выводить через толпу тайно. Кстати, он уже дал признательные показания.

После этого начался «разбор полетов» в отношении тех, кто несколько дней подряд не желал задерживать подозреваемого. В результате были возбуждены несколько дел по статье «халатность» (ч. 1 ст. 293 УК РФ), фигурантами которых стали следователь и два прокурора.

Однако единодушия ведомств хватило ненадолго: СКР и ГП стали винить друг друга в том, что была допущена такая преступная ошибка.

Сейчас прокуратура утверждает, что виноваты сотрудники Следственного комитета, которые и позволили отпустить из-под стражи насильника. Прокурор Амурской области Николай Пилипчук сообщил главе ведомства Юрию Чайке, что прокуратура сделала все необходимое для задержания Алексея Жицкого, но решение об освобождении педофила принимал региональный Следственный комитет.

Однако с такой версией абсолютно не согласны в СКР, хотя и признают, что дело на следователя Юрия Кукаева, не должным образом отреагировавшего на заявление о преступлении, заведено, а сам он уволен. Тем не менее в Следственном комитете считают, что еще виновата и прокуратура, сотрудники которой отказали матери изнасилованной девочки в приеме заявления.

Во второй половине дня 25 июля сведения из Благовещенска были больше похожи на сводки с поля боя. Старший помощник руководителя Следственного управления СК по Амурской области Алексей Лубинский сообщил СМИ, что сотрудники прокуратуры «не пускают следователей вместе с заявительницей в здание с целью установления конкретных должностных лиц, не зарегистрировавших ее обращение».

Ближе к вечеру поступила информация, что областная прокуратура отменила уголовное дело, возбужденное по факту отказа прокуратуры рассмотреть заявление женщины об изнасиловании ее дочери.

Напомним, что очень схоже развивались события после того, как Следственный комитет РФ объявил о начале расследования так называемого дела о подпольных казино Подмосковья, в котором оказались замешаны высокопоставленные прокурорские работники. Тогда в конфликт председателя СКР Александра Бастрыкина и Генпрокурора Юрия Чайки был вынужден вмешаться президент РФ Дмитрий Медведев, который пытался лично помирить глав недавно разделенных ведомств.

В интервью «Особой букве» политолог Станислав Белковский отметил, что, по его мнению, конфликт между Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой существует на всех уровнях: от верхов, до самого глубинного. И в истории с благовещенским педофилом противостояние двух ведомств проявилось в полной мере.

То, что СКР, ГП и полиция подошли халатно к изучению вопроса о педофиле, не поспешив дать старт уголовному делу, является показателем того, что на сегодняшний день главным мотивом действий этих правоохранительных органов по любым вопросам является коррупция, уверен Белковский.

Дело благовещенского педофила не хлебное, за него никто не платит, а потому никто из правоохранителей не торопился за него браться, — рассуждает политолог. — Межведомственный конфликт наложился на эту картину».

Конфликт двух ведомств, считает наш собеседник, будет продолжаться до тех пор, пока Юрий Чайка и Александр Бастрыкин занимают свои посты. Он может быть разрешен только тогда, когда окончательно будут разграничены полномочия СКР и ГП, а во-вторых, когда придут новые люди на должности их руководителей.

Несмотря на попытки Дмитрия Медведева решить проблему миром, противостояние силовиков никуда не делось. «Бастрыкин и Чайка остались на своих постах, а вместе с ними большинство ключевых фигур возглавляемых ими структур. Кроме того, процесс разграничения полномочий Следственного комитета и Генпрокуратуры не доведен до конца. Отсюда и все проблемы», — еще раз подчеркивает Станислав Белковский.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов