По-хорошему все остающиеся суда необходимо заменить по выработке ресурса эксплуатации уже к 2015 году. Тогда же подлежат списанию и противолодочные самолеты морской авиации, которым сегодня, что называется, уже за 40. Возраст остающихся в Севастополе ракетного крейсера «Москва», двух подлодок, двух больших противолодочных кораблей, а также сторожевых, малых ракетных, десантных кораблей, разведчиков, тральщиков и спасательных судов тоже где-то между 30 и 40 годами.
Слабым утешением служат и планирующиеся поставки на Черноморский флот двух сторожевиков Балтфлота «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый», фрегата «Адмирал Касатонов», дизельной подлодки «Севастополь» и еще двух кораблей.
По словам известного военного обозревателя Александра Храмчихина, было бы странно говорить об оптимизме в применении к Черноморскому флоту, ведь он вообще никак не обновлялся за последние 15 лет, хотя в начале 90-х корабли еще поступали. Когда же в 1997-м ЧФ поделили между РФ и Украиной, поступления сразу же прекратились.
То есть по факту Черноморский флот из всех наших флотов является старейшим, точнее, дряхлейшим. По сути, он прекратил свое существование — сейчас это не флот, а набор разрозненных единиц.
«Изменить ситуацию крайне сложно. Это уже поняли даже в нашем руководстве. Однако специально для ЧФ начали строить корабли условно новые: фрегаты типа 11356 и подлодки проекта 636. Я называю условно новым то, что у нас принято называть «новейшим из новейшего». Эти суда не собирались строить, потому что уже должны были появиться фрегаты и подлодки следующих классов», — отмечает собеседник «Особой буквы».
«Наибольшая опасность — если брать морские границы — грозит России на Тихом океане, разумеется, китайская. Однако это не снижает значимости Черноморского флота для нашей страны. Если есть море, то должен быть флот. Ведь зачем-то мы арендовали Севастополь до 2042 года. Но даже вообразив, что ЧФ совсем исчезнет, мы как держава сумеем это пережить», — уверен Александр Храмчихин.
Материал подготовили: Александр Самарцев, Александр Газов