«Главное — чтобы вы справились надлежащим образом, — сказал президент Сухорукову. — Необходимо закупить самое современное вооружение, вооружение, которое необходимо нашим вооруженным силам — нашей армии и флоту — именно в текущей ситуации. А это не всегда просто сделать, текущая история заключения контракта это показывает».
В мае Медведев возмущался по поводу невыполнения госпрограммы вооружения и планов по размещению гособоронзаказа. Чуть ранее глава государства и вовсе заявлял о фактическом провале госпрограммы вооружений. На критику отреагировал вице-премьер Сергей Иванов, который спустя непродолжительное время отчитался об увольнении ряда должностных лиц, виновных, по его мнению, в невыполнении соответствующей госпрограммы.
Причиной проблем с гособоронзаказом оказалось то, что Минобороны не могло договориться с производителями о ценах на военную технику. В июле стало известно, что военные не подписали более трети запланированных на 2011 год контрактов. После скандала в СМИ и специального распоряжения председателя правительства Владимира Путина большая часть из них была все-таки подписана. Однако и сейчас, когда до конца года остается всего четыре месяца, оказывается, что контракты по гособоронзаказу подписаны не все.
В частности, военные не смогли прийти к соглашению с Объединенной авиастроительной корпорацией, Объединенной судостроительной корпорацией и Московским институтом теплотехники (МИТ). А они как раз являются основными производителями оружия.
При этом сам министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что российский гособоронзаказ на 2011 год в целом выполнен: «буквально вчера-позавчера», по его словам, подписаны все контракты. Остался только договор с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК).
В то же время он сообщил, что в гособоронзаказ придется внести изменения, «поскольку некоторые предприятия не выполняют своих обязательств и Минобороны вынуждено отказаться от их продукции». Речь идет о заказах примерно на 30 млрд рублей.
Эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, комментируя появление в Минобороны нового куратора гособоронзаказа, отмечает, что навряд ли ситуацию в этой сфере может изменить одна конкретная личность: «Здесь проблема носит системный характер, являясь чрезвычайно сложной и запутанной».
При этом он напоминает, что положение в отрасли чрезвычайно сложное, «потому что Минобороны и ВПК находятся в принципиальных противоречиях между собой, которые очень сложно урегулировать». В частности, эксперт обращает внимание на то, что до сих пор на текущий год не подписана значительная часть контрактов.
По словам Храмчихина, нельзя дать однозначного ответа на вопрос о качестве российского вооружения. «Нужно по каждому конкретному образцу говорить. В каких-то случаях у нас действительно очень большие проблемы и мы очень сильно проигрываем иностранным образцам, в каких-то — пока еще нет», — рассуждает он.
Скорее всего, полагает собеседник «Особой буквы», в ближайшее время система гособоронзаказа будет меняться, но какой это даст эффект — никто предсказать не может.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов