Напомним, в 2006 году после ареста в Грузии четырех российских офицеров особняк «Тбилиси» был конфискован и передан ФГУП «Мелодия». 2 сентября текущего года его продали частному лицу за 206,1 млн рублей.
Практически синхронно с продажей бывшего гостевого дома начались проблемы у грузинских дипломатов. После «пятидневной войны» 2008 года полноценные дипломатические отношения между Грузией и Россией были прерваны. В настоящий момент временное консульство кавказской республики работает в арендованном помещении в бизнес-центре «Остоженка». Однако владелец помещения угрожает выселить дипломатов за долги по аренде и оплате коммунальных услуг.
Тбилиси расценивает происходящее как недружественные акции со стороны Москвы. В качестве ответных мер предполагаются отзыв грузинской дипмиссии из российской столицы и высылка наших дипломатов из «секции интересов» при швейцарском посольстве. Фактически это означает разрыв дипломатических отношений.
За комментариями по поводу сложившейся ситуации «Особая буква» обратилась к Леониду Калашникову, первому заместителю председателя комитета Государственной думы по международным делам.
По его мнению, окончательного прекращения дипломатических отношений России и Грузии ожидать все-таки не следует: «Разрыва наши дипломаты не допустят. Это было бы верхом неразумности. Существует дипломатический принцип: даже в стане врага всегда необходимо присутствовать — видеть, слышать, быть в курсе дела».
Однако, продолжает собеседник «Особой буквы», и о восстановлении полноценных отношений между двумя странами, какими они были до августа 2008 года (а тем боле до 2006 года), говорить не приходится — во всяком случае, до тех пор, пока не определен статус Абхазии и Южной Осетии.
А, как известно, по этому вопросу позиции Москвы и Тбилиси диаметрально противоположны, и ни одна из сторон пока не продемонстрировала готовности уступить. На преодоление взаимной вражды могут уйти годы, десятилетия и даже столетия. Пример — отношения Армении и Турции.
В то же время восстановление экономических отношений может осуществиться гораздо быстрее. «Рубль или доллар быстрее пробивают дорогу, чем политики, — отмечает Леонид Калашников. — И, возможно, вино и «Боржоми» появятся в российских магазинах раньше, чем грузинское посольство в Москве».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов