Путешествие Валентины Матвиенко из Петербурга в Москву завершено

Виталий КОРЖ,

«Особая буква»

Матвиенко будет отбывать третий номер

Матвиенко будет отбывать третий номер
Начавшаяся еще весной с отставки Сергея Миронова масштабная кадровая перестановка в высших эшелонах власти наконец-то завершена — Валентина Матвиенко официально возглавила Совет Федерации.
21 сентября 2011
Валентина Матвиенко была сегодня избрана спикером Совета Федерации и, таким образом, стала чиновником номер три в российской властной иерархии. На новое место работы экс-губернатор Петербурга пришла с видимой неохотой, повинуясь чиновничьей дисциплине.

 

В прессу просочились данные о том, что за время губернаторства Валентины Матвиенко компании, связанные с ее сыном Сергеем Матвиенко, получили городские подряды на 3 млрд рублей. Об этом, в частности, пишет газета «Ведомости», проанализировавшая сайты петербургского госзаказа. Как сообщает издание, большую часть контрактов — более 2 млрд рублей — получил питерский оператор фиксированной связи «Метроком». До 2010 года 45 процентов «Метрокома» принадлежали ЗАО «МСТ» — «дочке» ЗАО «Империя», а 55 процентов — городу. Стоит сказать, что ЗАО «Империя» и ЗАО «МСТ-холдинг» принадлежат Матвиенко-младшему. Отметились структуры губернаторского сына и в области девелопмента: ЗАО «Империя» обладало 10 процентами в фирме «Стремберг», которой, в свою очередь, принадлежит торгово-развлекательный комплекс «Питерлэнд», включающий в себя самый большой крытый аквапарк России.

Разумеется, при формальном повышении статуса перевод Матвиенко в Совфед является понижением с точки зрения обладания реальными властными полномочиями. Должность председателя СФ, в которой, по отзывам знающих людей, даже мухи от скуки мрут, несопоставима с должностью губернатора Северной столицы, дающей множество рычагов, открывающей сундуки многих закромов. Эта должностью хлебная и, как сейчас принято говорить, «ресурсоемкая». Тезис «В Москве вся сила» — это не случай Матвиенко. Неудивительно, что Валентина Ивановна ехала в Первопрестольную как на плаху, чуть ли не со слезами на глазах.

Однако других вариантов у нее не было. К лету перед Кремлем встали две серьезные кадровые задачи, их необходимо было решить в кратчайшие сроки. Во-первых, единороссы вышибли из Совфеда Сергея Миронова, и в ставшее вакантным кресло срочно нужно было втиснуть какого-нибудь «тяжеловеса». Во-вторых, Валентина Матвиенко не особо блестяще справлялась со своими губернаторскими обязанностями, уровень ее поддержки среди горожан был значительно ниже, чем у предшественников.

В минус градоначальнику сыграл ряд факторов: и провалы в сфере ЖКХ, особенно в зимний период, и нашумевшая история с газпромовской башней, и более жесткое, чем в Москве, пресечение оппозиционных уличных акций. Питер и так был для единороссов проблемным городом, а «благодаря» политике Валентины Матвиенко авторитет государственной власти — и, соответственно, партии власти — мог упасть еще ниже.

Словом, требовались рокировки, которые и были произведены легко и непринужденно: имеющий репутацию «эффективного менеджера» Георгий Полтавченко отправился спасать для «Единой России» Северную столицу, вместо него присматривать за Центральным федеральным округом посадили другого «эффективного менеджера» — высокопоставленного чиновника Администрации президента Олега Говоруна, а Матвиенко прибыла в Москву, заниматься нелегкой сенаторской работой. Для этого, правда, пришлось чуть-чуть начудить с муниципальными выборами в Петербурге, но игра стоила свеч.

В Совете Федерации кандидатура Матвиенко на пост спикера, разумеется, была одобрена почти единогласно. И, разумеется, это не означает, что не будет никаких подковерных интриг против Валентины Ивановны со стороны аппарата Совфеда, тайного недовольства новой кадровой политикой, брюзжания в кабинетах и прочих неприятных мелочей. Но госпожа Матвиенко боец тертый, многолетняя, уходящая корнями во времена ВЛКСМ чиновничья карьера делает человека нечувствительным к вещам такого рода.

Скорее всего, новый глава верхней палаты российского парламента обязана будет продемонстрировать некую видимость реформистского курса. Слишком уж непривлекателен имидж СФ: в глазах россиян это сонное царство, в полудреме штампующее законы, формируемое по непонятному для большинства принципу, непонятно кого представляющее.

Собственно, Валентина Матвиенко уже начала озвучивать кое-какие идеи по изменению ситуации. Помимо традиционных фраз об «укреплении авторитета» и «усилении дисциплины» было сказано и о необходимости избавления сенаторов от влияния региональной политической конъюнктуры. Как заявила госпожа Матвиенко, «для реализации конституционных полномочий палате нужен устойчивый, стабильный, профессиональный сенаторский корпус», а этого, в свою очередь, не достичь без «исправления той ситуации незащищенности, в которой оказались члены Совета Федерации».

Экс-губернатор Петербурга убеждена, что «если сенаторы и далее будут работать под угрозой дамоклова меча увольнений из-за колебаний региональной конъюнктуры, то нам сложно будет сохранить нынешний профессиональный состав и обеспечить надлежащее качество исполнения конституционных полномочий».

Кстати, есть мнение, что именно из-за «колебаний региональной конъюнктуры» — а говоря конкретно, из-за ссоры с питерскими единороссами — предшественник Матвиенко Сергей Миронов поплатился должностью.

И все же единственное, где Валентина Матвиенко сможет реально помочь Совфеду, — так это в области международных отношений. Имея опыт работы послом, она, скорее всего, будет более эффективным игроком на мировой арене, нежели Сергей Миронов.

 

Материал подготовили: Виталий Корж, Роман Попков, Александр Газов