Ливийский Переходный национальный совет утверждает, что Муаммар Каддафи убит

Роман ПОПКОВ,

обозреватель «Особой буквы»

Повстанцы отправили полковника в историю

Повстанцы отправили полковника в историю
Смерть Каддафи не конец гражданской войны в Ливии, а только ее начало.
20 октября 2011
Представители Переходного национального совета (ПНС) Ливии сообщили о смерти полковника Каддафи. Первоначально данные разнились: говорилось и о его гибели, и о ранении, и о взятии в плен. Также сообщается о гибели в городе Сирте одного из сыновей Муаммара Каддафи — Мутассима.

 

Муаммар Каддафи сопротивлялся мятежу восемь месяцев, с февраля 2011 года. Сопротивлялся не только он, но и значительная часть ливийского народа. Без поддержки со стороны масс правительственная армия, безостановочно бомбардируемая авиацией НАТО с воздуха, не смогла бы держаться столь долго. «Революция по-ливийски» сильно отличается от событий в соседних Тунисе и Египте. Мятеж в Бенгази, переросший в гражданскую войну, не был похож на стихийные и мирные народные выступления. Слишком много на руках у восставших оказалось фабричным образом изготовленных старых трехцветных монархических знамен. Слишком активную информационную поддержку этим силам оказывал катарский телеканал «Аль-Джазира». Слишком рьяно повстанцы начали вешать на фонарях полицейских — словно бы уверенные в своей безнаказанности, в том, что их не бросят. Не бросили. Восемь месяцев бомбежек, диверсионных рейдов английского, французского и катарского спецназа, тотальной информационной войны и блокады сделали свое дело — Джамахирия пала. Вот только вряд ли западные покровители повстанцев будут довольны результатом своей работы — царством исламских фанатиков на южном берегу Средиземного моря.

Информационная война в Ливии идет параллельно с войной на фронтах — повстанцы неоднократно сообщали о своих выдающихся достижениях, эти сведения тут же с энтузиазмом подхватывали западные СМИ. Но на поверку все зачастую оказывалось не так, или не совсем так, как сообщали мятежники.

Например, множество раз сообщалось о гибели младшего сына Муаммара Каддафи — Хамиса, командира одной из бригад спецназа ливийской армии, грозы повстанцев. Каждый раз Хамис «воскресал из мертвых» и кадры с его участием демонстрировало телевидение Джамахирии. Последнее сообщение о его гибели датируется 29 августа — якобы Хамис Каддафи погиб при отступлении его подразделений из Триполи. С тех пор Хамис действительно не появлялся на телевидении, но так ведь и телевидения у каддафистов больше нет. Тело мертвого офицера нигде не показывали, сами каддафисты его гибель до сих пор опровергают.

Еще один пример — сенсационная новость о пленении другого сына полковника, Сейфа аль-Ислама, «при взятии Триполи». Он, одна из самых ярких и харизматичных фигур Джамахирии, играл огромную роль в организации сопротивления мятежникам. Разумеется, весть о поимке одного из вождей не могла не оказать деморализующего воздействия на правительственные войска. Однако вскоре выяснилось, что, во-первых, и Триполи еще не взят (бои там продолжались впоследствии еще несколько суток), и сам Сейф аль-Ислам предстал в центре города перед телекамерами в окружении ликующих толп.

Также множество раз ПНС сообщал о взятии тех или иных городов, которые, как позже выяснялось, продолжали сопротивление. Уже сейчас представители «революционного» правительства утверждают, что «окончательно захвачены» Сирт и Бени-Валид, последние крупные города, находившиеся под контролем верных Каддафи войск. Но размещенные каддафистами в Сети видеоролики свидетельствуют, что уличные бои там еще идут.

Так что пока нельзя исключать того, что сообщения о смерти Каддафи — элемент информационной пропаганды. Тем более что, к досаде новых властей Ливии, гражданская война все никак не закончится и сторонники Джамахирии продолжают ожесточенное сопротивление.

Дело не только в Сирте и Бени-Валиде, городах, уже превращенных авиацией НАТО и артиллерией ПНС в руины, но все еще огрызающихся огнем. Бои идут и за пределами этих двух анклавов. Так, несколько дней назад в Триполи произошло восстание сторонников Каддафи, с трудом подавленное силами ПНС. Пока в столице шли бои, подразделения армии Каддафи атаковали несколько небольших городов неподалеку от ливийской столицы. На размещенных в Интернете кадрах было видно, что у солдат полковника по-прежнему неплохое вооружение — они, несмотря на многомесячные бомбовые удары, даже сохранили бронетехнику. Неспокойно и на юге страны, на территориях, населенных кочевниками-туарегами, всегда лояльно относившимися к Джамахирии.

Таким образом, новые ливийские власти, захватившие большую часть территории страны при помощи иностранных бомб и штыков иностранного спецназа, до сих пор чувствовали себя неуверенно — тень полковника зловеще нависала над хрупким режимом ПНС. В этой связи известие о смерти Каддафи очень на руку «революционерам», так как сильно деморализует верные зеленому знамени войска.

Один из авторитетных блогеров-арабистов, el_murid, писал недавно об информационной войне в Ливии следующее: «Когда публикуется очередное вранье CNN, BBC и прочих западных каналов, при обсуждении этого вранья всегда упускается из вида одно очень важное обстоятельство. Любая ложь всегда нацелена на того, кому лгут. Адресат. Главное — чтобы поверил тот, для кого эта ложь и произносится. Остальные не играют никакой роли и не имеют никакого значения. Ложь о событиях в Ливии — будь то рассказы о героическом взятии Себхи, Бани-Валида, Сирта, предательстве очередного генерала или политика — направлена только на ливийцев. И более ни на кого. Западу глубоко плевать, поверят ли в это в России, Польше или Монголии. Их время еще не пришло. Ложь направлена на совершенно конкретного Али или Мохаммеда, сидящего сейчас за барханом с РПК или охраняющего дорогу на Ас-Султан. Для человека на войне мир сужается до окружающих его двух километров пространства и десятка—двух его сослуживцев. Для связи с окружающим миром у него остается маленькая рация, и, хотя режим радиомолчания предполагает, что выходить в эфир нельзя, но слушать-то эфир можно! И ты слушаешь. И по всем каналам: Себха взята, Каддафи бежал, Юнис Джабер предатель, Саади сдался, Хамис убит. Да, Би-би-си по «Мотороле» словить нельзя, но есть чадские, алжирские, тунисские, бенгазийские радиостанции, которые, не особо сомневаясь, передают и ретранслируют новости, которые выдают монстры, а в этих новостях только одно: сопротивление бесполезно, режим пал. CNN, Би-би-си, «Рейтер», АФП, АП — это подразделения министерства пропаганды, задача которых — посеять панику, страх и подавить волю к сопротивлению среди совершенно конкретных ливийских солдат. Все остальное сейчас совершенно неважно».

Разумеется, нельзя исключать и того, что сообщения о смерти Каддафи — правда. Можно как угодно относиться к полковнику, но трусом он не был точно. Когда Каддафи заявлял, что он намерен сражаться до конца и погибнуть на родной земле, можно было не сомневаться, что он так и поступит. Заявления о том, что лидер Джамахирии якобы прятался в какой-то яме и кричал: «Не стреляйте!», оставим на совести пропагандистов ПНС — никто в Ливии, включая врагов Каддафи, в это не поверит. Если принять за правду основную версию ПНС о том, что Каддафи получил смертельные ранения, двигаясь в составе колонны на прорыв из Сирта, — это вызывает уважение к его личности. Ведь в качестве места ставки Каддафи называли чаще всего пустынные местности юга Ливии.

Если же верить ПНС, то получается, что Каддафи все это время находился прямо в эпицентре боев, в своем родном Сирте, по которому били все мыслимые виды оружия, кроме, разве что, ядерного и химического. Город был обречен, его превратили в каменную пыль.

Если Каддафи действительно мертв, то это, скорее всего, не остановит гражданскую войну. Во-первых, сами каддафисты, оправившись от шока, не сложат оружие — еще живы несколько его сыновей, живы многие офицеры ливийской армии, для которых нет дороги назад. Каддафи, погибший в бою, несомненно, превратится в мученика и знамя их борьбы.

Но главное — война в Ливии уже приобретает черты борьбы не между каддафистами и повстанцами, а между ливийскими племенами. Взявшие власть в Триполи мятежники для жителей Западной Ливии, Триполитании, — незваные гости из Восточной Ливии, Киренаики. Племена Западной Ливии, в первую очередь племя каддафа (родом из которого сам Муаммар Каддафи), а также крупнейшее племя варфалла, при новом режиме теряют все. Неудивительно, что так ожесточенно дрались именно Сирт и Бени-Валид —племенные центры каддафа и варфалла соответственно. И обороняли их не только регулярные части армии Джамахирии, но и ополченцы из этих племен.

Нет оснований быть довольными «новой Ливией» и у туарегов, которым покровительствовал полковник. Выходцам из Черной Африки, «понаехавшим» в Ливию при Каддафи, и вовсе деваться некуда — в стране не первый месяц идет геноцид негров, осуществляемый «революционерами». Коренное негроидное племя тубу в южных пустынных регионах уже сейчас ведет свою игру, никому не подчиняясь, — они не доверяют ни каддафистам, ни новому режиму.

Также отсутствует единство между самим «победителями» — уже происходили вооруженные стычки между отрядами из Бенгази и Мисураты.

Но главный дестабилизирующий фактор — исламисты. Радикалы из «Ливийской исламской боевой группы» и «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» в период гражданской войны не только вышли из подполья, но и стали главной боевой силой повстанцев, самой фанатичной, организованной и опытной, — за плечами у многих бои в Афганистане и Ираке. После поддержки Запада исламисты — второе важнейшее слагаемое победы над Каддафи. Без них «революционеры в тапочках» и прочая бенгазийская гопота были бы разгромлены в первые же недели войны. И теперь исламские фанатики стали мощной внутриполитической силой.

Таким образом, война только начинается. Исход ее предсказать трудно, да никакого исхода, скорее всего, не будет. Так же как нет конца войне в Афганистане, длящейся с 1978 года, войне в Сомали, расколовшей единое государство в 1991 году, войне в Ираке, начавшейся в 2003-м. У Ливии теперь один путь — сомализация и распад. Вместо двух конфликтующих сторон будет десяток, появятся неподконтрольные никому территории — уже сейчас Себха на юге и Гадамес на западе стали де-факто вольными городами, над которыми нет ни зеленого флага Джамахирии, ни трехцветного флага ПНС.

В хаосе воюющих племен, политических партий и религиозных сект простые ливийцы скоро будут вспоминать сорокалетнюю эпоху Каддафи как время стабильности, мира и хоть какого-то прогресса.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Мария Пономарева