Напомним, в апреле 2011 года в Конгресс США был представлен законопроект, который предусматривал введение визовых и экономических санкций в отношении лиц, подозреваемых в причастности к гибели юриста Сергея Магнитского, сотрудничавшего с инвестфондом Hermitage Capital Management.
Смерть Магнитского вызвала большой общественный резонанс, в том числе на Западе. Американский сенатор Бенджамин Кардин составил так называемый «список Магнитского», в который вошли 60 российских чиновников, причастных к этому делу. В апреле 2011 года сенатор представил в Конгресс законопроект, предусматривающий введение визовых и экономических санкций в отношении указанных лиц. И уже в июле Госдепартамент пошел на это.
Однако нужно понимать, что, хотя в России на сегодняшний день нет такого понятия, как «невыездные граждане», есть категории лиц, которые имеют доступ к государственной тайне, поэтому покидают пределы страны в особом порядке. Так вот, практически все фигуранты американского «списка Магнитского» занимают соответствующие должности. Соответственно, от включения в список Кардина им, к сожалению, ни жарко, ни холодно.
Не создадут нашим чиновникам никаких проблем и экономические санкции. Возможно, они действительно хранят свои деньги в США, однако вряд ли счета открыты на их имена. Что-что, а прятать свои доходы российские госслужащие умеют.
Схожая ситуация и с подготовленным в МИД РФ «черным списком» американцев, которым будет отказано во въезде в Россию. Все прекрасно понимают, что это не более чем дипломатический жест. Просто любое государство обязано отвечать на какие-либо меры в отношении своих граждан.
Другое дело, что по-настоящему сильное государство, к каким Россия себя причислить уже вряд ли может, во-первых, объявляет персонами нон-грата действительно влиятельных политиков. А во-вторых, само защищает подданных.
Так что анонсируемый Лавровым список — лишь попытка сохранить хорошую мину при плохой игре. У Москвы было достаточно времени, чтобы самой наказать ответственных за смерть Магнитского и снять все претензии Запада. А у МИД РФ — достаточно дипломатических возможностей, чтобы не допустить ситуации, когда наших граждан судят на территории США, как это происходит с Бутом и Ярошенко.
Ничего из этого не было сделано, поэтому-то и приходится в очередной раз прикрывать свои профессиональные просчеты никому не нужными бумагами.
Комментирует Леонид Калашников, член Комитет Государственной думы по международным делам
По моим данным, в российский «черный список» невъездных, введенный в ответ на принятие США и Великобританией «черных списков» по «делу Магнитского», вошли лишь конкретные оперативники, причастные к задержанию Виктора Бута и Константина Ярошенко. Первого в США обвиняют в торговле оружием, второго — в контрабанде наркотиков в Африке. В нашем «черном списке» — обычные исполнители. Понятно, что люди эти в своей жизни никогда не собирались ехать в Россию.
Кроме того, если со стороны Вашингтона и Лондона санкции вводились в отношении россиян, у которых якобы есть сбережения на Западе, и которые от подобной меры могли бы пострадать, то Москва прореагировала неадекватно, а по принципу «лишь бы ответить».
Еще раз повторю: никаких серьезных людей в российском «черном списке» нет. У нас понимают, что в ответ на их включение в Европе и США могут ввести такие же ограничения в отношении высокопоставленных российских чиновников, действительно хранящих свои деньги за рубежом.
Что же касается дел Бута и Ярошенко, то, вместо того чтобы выступить по существу, действия России ограничились вот такой достаточно смехотворной мерой.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов