Москвичам, да и, наверное, жителям других городов, пришлось почти год ждать объяснений, почему же Юрий Лужков «утратил доверие» главы государства. И наконец час икс наступил — глава Администрации президента объяснил, что Дмитрий Медведев осенью прошлого года уволил московского градоначальника, во-первых, из-за крайне неэффективного управления городом и, во-вторых, из-за запредельного уровня коррупции.
Можно долго рассуждать о причинах столь продолжительной «омерты» со стороны Медведева и о мотивах, заставивших членов команды президента обрушиться на «пенсионера» Лужкова именно сейчас. Конспирологи обязательно найдут объяснения взрыву обоюдной критики власти и Юрия Михайловича, однако, скорее всего, данный вопрос лежит не в политической, а в материальной плоскости.
Вызов бывшего столичного мэра к следователю как раз и говорит о том, что Кремль интересует прежде всего финансовая сторона деятельности бывшего градоначальника и его супруги. Год назад власти было вполне достаточно просто увольнения Лужкова, теперь же, похоже, его хотят вынудить поделиться.
Изначальная цель отставки Юрия Михайловича — замыкание московских денежных потоков на федеральный центр — реализована лишь частично. Система управления столицей на протяжении почти двух десятков лет функционировала исключительно в интересах Лужкова и его окружения, и теперь с огромным скрипом перестраивается под новое начальство. Если бы это было не так, история смены руководства в Банке Москвы не получилась бы столь скандальной.
Конечно, претензии, озвученные Сергеем Нарышкиным, должны иметь под собой реальные доказательства. Скорее всего, таковые есть. Однако их обязательно нужно предъявить обществу. В противном случае кампания против Юрия Лужкова будет объяснена лишь личной обидой Дмитрия Медведева на слова экс-мэра Москвы.
Напомним, 20 октября радиостанция «Свобода» начала проект «История предательства», посвященный первой годовщине отрешения Лужкова от должности. Тогда было опубликовано интервью экс-градоначальника, в котором он заявил, что Дмитрий Медведев за время пребывания на посту президента «показал свою неспособность решать вопросы страны». А его будущее премьерство Юрий Михайлович считает «таким же драматически отрицательным», как и сегодняшнюю деятельность.
Комментирует Станислав Белковский, политолог
Показ сюжета о Юрии Лужкове в программе «Вести недели» по каналу «Россия 1» в минувшие выходные, вызов его на допрос и гневное заявление Дмитрия Медведева по поводу посольских земель, отданных Батуриной, — грозный ответ бывшему мэру на его критические высказывания в адрес «Единой России» и нынешнего главы государства. Лужков, в частности, сказал, что из Медведева получится очень слабый премьер-министр, что тому очень не понравилось.
Экс-мэр Москвы молчал год и выбрал для своих высказываний именно это время не случайно. Во-первых, он ждал, пока будет продана компания «Интеко», выведены активы из России и помещены в безопасное место на Западе. Во-вторых, на решение Юрия Михайловича покритиковать Медведева и партию власти повлияла рокировка, о которой объявили президент и премьер-министр. Здесь он посчитал, что политические позиции Дмитрия Анатольевича резко понизились и теперь можно себе позволить высказаться открыто.
Если Юрий Лужков не замолчит в самое ближайшее время, глава государства доставит ему большие проблемы — все возможности у него для этого есть. Столь большие, что бывший мэр Москвы не будет уже и задумываться о возвращении в публичную политику в качестве открытого критика нынешнего президента и будущего премьера.
На первый допрос Лужков придет. Дальнейшее же его поведение будет зависеть от содержания этого допроса. Если Юрий Михайлович почувствует, что вероятность изменения его статуса из свидетеля в подозреваемого или обвиняемого достаточно высока, то из России он уедет и больше не вернется.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов