Минюст предлагает передать функцию регистрации партий налоговикам

Комментируют Вадим Прохоров, Олег Куликов

ФНС получит непрофильный партактив

ФНС получит непрофильный партактив
Министерство юстиции РФ предложило передать свои функции по регистрации партий и других некоммерческих организаций в ведение Федеральной налоговой службы. А за соблюдением закона ими будет следить прокуратура.
28 октября 2011
В распоряжение «Коммерсанта» и некоторых других СМИ попал законопроект Минюста. В случае его одобрения количество поводов для отказа партии в регистрации, по идее, должно сократиться. Так, партию должны будут зарегистрировать, даже если ее устав противоречит законодательству. Отказать можно будет только в случае нарушения сроков предоставления необходимых документов, а также при несоответствии названия и символики партии федеральному законодательству. Пока ведомство Андрея Коновалова отказывается комментировать свою инициативу, ссылаясь на то, что документ еще не прошел согласование в профильных министерствах.

 

Сейчас Минюст рассматривает документы от некоммерческих организаций в течение 14 дней, а от партий — в течение месяца. Последняя из зарегистрированных российских партий «Правое дело» прошла эту процедуру еще три года назад — в 2008 году. С того времени Министерство юстиции перестало регистрировать политические организации. Так отрицательный ответ получили «Партия народной свободы», «Другая Россия», «Родина: здравый смысл» и «РОТ-Фронт». В основном в качестве причины отказа называлось несоответствии устава федеральному законодательству.

Хотя по действующему законодательству за регистрацию партий и НКО отвечает Минюст, организации становятся на учет в налоговой службе. Это необходимо для получения статуса юридического лица.

Александр Коновалов давно выступал за введение уведомительного порядка регистрации партий. И, судя по всему, решил воплотить эту идею в жизнь. Его ведомство предлагает следующий порядок регистрации: ФНС должна будет внести организацию в единый реестр государственной регистрации юридических лиц (ЕГРЮЛ) в течение пяти дней после поступления документов. То есть публичные организации должны будут действовать по той же схеме, что и бизнес-структуры.

Следить за тем, чтобы общественные организации не нарушали действующих законов, должна будет прокуратура.

Казалось бы, такую перемену правил регистрации можно только приветствовать. Ведь политики, особенно оппозиционные, давно уже выступали за либерализацию подхода к регистрации. Именно она сейчас является главной препоной на пути к выборам для всех российских партий, за исключением тех семи, которые давно прошли в Минюсте эту сложную процедуру.

Однако в предложенных изменениях эксперты увидели и скользкие моменты. Так, у налоговиков отсутствуют специалисты по НКО. Поэтому есть вероятность того, что они сначала будут регистрировать всех подряд, а затем прокуратура будет отменять эти решения.

Комментирует Вадим Прохоров, адвокат

Чиновники Минюста, видимо, не захотели попасть в очередной «список Магнитского», когда им был бы заказан путь за границу и есть риск для спокойного отдыха и учебы за рубежом их детей. Они решили переложить на кого-то другого свою неблагодарную обязанность регистрировать создаваемые политические партии, и по распоряжению «сверху» им отказывать.

Здесь вопрос не в том, какое ведомство занимается вопросом регистрации политических партий — передать эти функции можно даже ЖЭКу. Все дело в самом факте регистрации.

Если после передачи данных функций в ФНС можно будет спокойно создавать партию, если регистрация будет носить не разрешительный, а уведомительных характер — такой шаг, безусловно, можно оценить как положительный. Тогда налоговикам не понадобится даже создание дополнительных структур, которые бы занимались усиленной проверкой партий, ОНФ и так далее.

В случае, если теперь уже сотрудники ФНС точно так же, как ранее их коллеги из Минюста, будут искать любые ошибки в чуть ли не расстановке запятых в официальных документах на регистрацию, лишь бы ее не проводить, тогда это — переливание воды из одного сосуда в другой. Не имеет значение, кто в результате откажет инициативной группе – сотрудники Министерства юстиции или Федеральной налоговой службы. Минюст и сам мог бы перейти на заявительную схему регистрации, но этого не происходит.

Комментирует Олег Куликов, депутат Государственной думы

Налоговики и сейчас регистрируют у себя партии, некоммерческие организации, но речь идет исключительно об их финансах. Некоторые аспекты — прерогатива исключительно Минюста, который занимается проверкой документов с юридической точки зрения. Фактически, ФНС должна взять на себя исполнение несвойственных ей обязанностей.

Совершенно непонятно, как передача этих функций может быть реализовано чисто технически. У Минюста есть региональные подразделения, которые как раз и занимаются, в том числе, и проверкой численности регистрируемых партий, уставов организаций, соответствия их программ законодательству. Смотрят, нет ли в их программных документах экстремистских призывов, фашистской символики.

Не ясно, как эти функции будет выполнять Федеральная налоговая служба. Ни полномочий, ни подготовленных людей у налоговиков для этого нет.

Принятием одного законопроекта здесь дело не ограничится. Нужно вносить изменения в большое количество действующих законов. Поэтому нужно подождать, когда документ будет внесен в парламент.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов