Оценивая итоги первого тура президентских выборов в Южной Осетии

Комментирует Алексей Мартынов,

директор Международного института новейших государств

Южная Осетия выбирает между Россией и «Единой Россией»

Южная Осетия выбирает между Россией и «Единой Россией»
Выборы в Южной Осетии — это конец эры действующего президента Эдуарды Кокойты. Во второй тур вышли кандидат от оппозиции и «ставленник Москвы».
14 ноября 2011
13 ноября в Южной Осетии прошли выборы президента. Как стало сейчас понятно, это был лишь первый тур голосования: ни одному из кандидатов не удалось заручиться поддержкой 50 процентов избирателей, и теперь предстоит второй тур, которой назначен на 27 ноября.

 

Жители Южной Осетии весьма активно вовлечены в процесс избрания главы государства. На выборах зарегистрированы 17 кандидатов — по 2 тыс. человек на каждого претендента на престол (мировой рекорд), отмечает «Комсомольская правда». Членами избиркомов стали 10 процентов населения республики, а еще 10 процентов будут охранять избирательные участки. Есть такие участки, где членов комиссий будет больше голосующих, сообщает NEWSru.com. Ранее действующий президент ЮО — одной из самых малонаселенных стран мира — пошутил, заявив, что в республике столько политиков, что скоро придется выбирать простого гражданина. Действительно, для проведения выборов нескольким десяткам тысяч избирателей ЮО можно было собраться на какой-нибудь площади или стадионе и проголосовать простым поднятием рук.

По итогам воскресного голосования лидируют Анатолий Бибилов (он набрал 25,44 процента голосов) и Алла Джиоева (25,37 процента).

Ситуацию с выборами южноосетинского президента простой не назовешь. Долгие годы республику возглавлял всесильный Эдуард Кокойты, который выстраивал местную политическую систему целиком по образу и подобию «путинской вертикали власти». Даже правящая партия имела название, схожее с российским аналогом, — «Единство». Власть Кокойты всерьез пошатнулась только один раз — когда в республику вошли грузинские танки. Россия вмешалась и спасла своего союзника. С тех пор Южная Осетия «за гранью дружеских штыков» не то чтобы цвела, но хоть как-то безопасно существовала, поливаемая дождем федеральных инвестиций.

Впрочем, российское покровительство Южной Осетии еще не означало стабильность власти самого Кокойты. Москва, руководствуясь принципом «кто платит, тот и определяет победителя на выборах», не захотела превращения Кокойты в очередного северокавказского политического долгожителя, сорвав его планы проведения операции «преемник».

В качестве «ставленника Москвы» на выборах фигурировал глава местного МЧС Анатолий Бибилов — по мнению многих кремлевских кураторов Южной Осетии, единственный республиканский чиновник, который не воровал российскую финансовую помощь. Кокойты в отличие от президента Приднестровья Смирнова не стал бунтовать открыто, лично баллотируясь в президенты, — Цхинвал зависит от России куда сильнее, чем Тирасполь, мятеж может быть весьма опасен. Формально Кокойты был вынужден поддержать Бибилова. Но фактически он оказывал содействие своему негласному ставленнику, министру информации и связей Георгию Кабисову.

Расчет Кокойты был прост: южноосетинские избиратели «опрокинут» Бибилова, избрав приемлемую для него кандидатуру, а Москва смирится с выбором осетинского народа — так же как когда-то смирилась с внезапной победой на выборах в Абхазии Сергея Багапша и поражением прокремлевского Рауля Хаджимбы.

Однако избиратели республики преподнесли сюрприз и Кокойты, и Москве. В качестве лидера предвыборной гонки по итогам первого тура фигурирует оппозиционный кандидат — экс-министр образования Алла Джиоева. Она идет по числу голосов фактически «стремя в стремя» с Бибиловым, а в некоторых районах республики даже опережает его.

Таким образом, интрига на выборах закручивается. Безусловно, всех кандидатов объединяет одно — желание выстраивать тесные, союзнические отношения с Россией, а «прогрузинских» кандидатов там не может быть по определению. Это подтверждается тем, что на проходившем одновременно с выборами референдуме по приданию русскому языку статуса государственного подавляющее большинство жителей проголосовало «за».

Наша страна при любом исходе голосования не потеряет в лице Южной Осетии союзника. Если, конечно, кремлевские бюрократические кланы в случае возможного поражения Бибилова не сочтут это «нестерпимым унижением» и не натворят каких-либо ненужных глупостей.

Комментирует Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств

Разрыв между Бибиловым и Джиоевой составляет 0,07 процента, они идут вровень. Нельзя сказать, что первый является проводником российских интересов в республике, а вторая настроена хоть в какой-то мере антироссийски. Вообще антироссийских кандидатов в Южной Осетии нет, как нет и никого из простых людей, кто бы не поддерживал дальнейшую интеграцию с РФ. Подтверждают это и данные опросов, согласно которым за объединение с нашей страной выступает около 92 процентов югоосетин.

Анатолий Бибилов не кандидат от России, а, скорее, кандидат от партии «Единая Россия». Глава МЧС ЮО является выдвиженцем местной партии «Единство», с которой активно сотрудничает наша «ЕР».

Накануне выборов в республике высаживался большой «десант» от «ЕдРа». Члены делегации открыто агитировали за Бибилова, выступали перед избирателями на площади Цхинвала, по местному телевидению. Кроме того, несмотря на так называемый день тишины, 12 ноября по российским каналам, которые, конечно, смотрят в Южной Осетии, продолжали выходить новостные ролики, в которых активно поддерживался в качестве кандидата в президенты именно Анатолий Бибилов.

Но, невзирая на эту всестороннюю поддержку крупнейшей российской партии, на усилия политтехнологов, помощь СМИ, административный ресурс в лице Кокойты, Бибилову удалось набрать лишь 25 процентов голосов избирателей. А ведь южноосетины — это в том числе и российские избиратели. Более 90 процентов жителей республики имеют российский паспорт.

Так что голосование в Южной Осетии наглядно продемонстрировало уровень поддержки именно «Единой России», чей кандидат Бибилов в крайне благоприятных условиях набрал всего лишь четверть голосов. Притом что главный соперник ставленника «ЕР» — женщина, к которым на Кавказе особое отношение. И вдруг женщина получает на выборах столько же, сколько и основной кандидат партии власти.

Это и есть главные итоги вчерашнего голосования. Случившееся — повод задуматься для политиков уже не в Цхинвале, а в Москве.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов