Блиц-интервью с Андреем Пионтковским по поводу решения Путина создать предвыборный штаб на базе ОНФ

Андрей ПИОНТКОВСКИЙ,

политолог

Власти стоит опасаться бунта элит

Власти стоит опасаться бунта элит
Опасность для власти представляют даже не социальные протесты, поскольку они обычно медленно раскачиваются, а прежде всего бунт элиты, которая из-за происходящего уже начинает нервничать.
8 декабря 2011
Элита видит, что Владимир Путин представляет угрозу их будущему существованию, они не хотят ждать взрыва народного недовольства или еще одного 17-го года. В такой ситуации, как учит нас история, всегда возникают заговоры в высшем свете, которые приводят к свержению неугодного правителя.

— Кандидат в президенты Владимир Владимирович Путин свой штаб формирует на базе «Народного фронта». По мнению многих экспертов, тем самым он старается дистанцироваться от дискредитировавшей себя «Единой России». Как по-вашему: оправданы ли его опасения — другими словами, означает ли падение рейтинга партии власти одновременно и падение рейтинга Путина?

Это сейчас становится такой фенечкой асоциальной пропаганды, что ничего страшного для власти не произошло и что «Единая Россия» никак не связана с Путиным. Недавно Песков заявил, что Путин вообще не имеет никакого отношения к «ЕР» и у него там свой рейтинг, резервы и так далее. Однако я с эти совершенно не согласен.

Во-первых, в авторитарном обществе ко всем рейтингам политиков относиться надо очень скептически, поскольку рейтинги почти ничего не отражают. Что значит «не путайте «ЕР» с Путиным»? Представьте себе, что вы сторонник ВВП, — ну как минимум вы пойдете на выборы и проголосуете за партию, лидером которой является ваш любимец. Так вот, давайте посчитаем. «Единая Россия» получила на выборах 50 процентов, и большинство экспертов говорит о том, что фальсификации принесли дополнительных примерно 20 процентов, а значит, реальных голосов она получила всего 30 процентов. Стоит учесть, что явка составила всего 60 процентов — получается, что минимальную поддержку «ЕР» оказали лишь 15 процентов россиян. Вот это и есть реальный рейтинг Путина.

Более того, могу сказать, что в любом обществе всегда есть конформистское ядро, как раз в районе 15 процентов, которое голосует за существующую власть. Так получается, что никто, кроме этого ядра, Путина и не поддерживает. Это видно по Интернету, по невероятной активности молодежи в Москве и других крупных городах, что продвинутая и образованная часть населения отторгает ВВП.

Так что все это пустые разговоры о том, что у него есть какой-то мистический общий рейтинг. «Единая Россия» — это Путин. И наоборот.

— Протестные акции, которые сейчас охватили столицу и другие города, Путин принимает на свой счет? Или он уверен, что народ его по-прежнему любит?

Вы только посмотрите, как недовольны люди, что «Единая Россия» якобы набрала 49 процентов голосов. 10 декабря собираются прийти на митинг на данный момент 35 тыс. человек, а завтра их будет уже 50 тысяч. Это необратимые процессы. Вы видели, какое было лицо у Путина вечером 4 декабря — страшное и потерянное. А ведь пиарщики ему рассказывали, что его обожает весь народ.

Могу сказать, что Путина ждет страшная судьба: он собирается 12 лет править страной, где превращается в посмешище. Он что, не видел, что произошло с Мубараком и Каддафи? Может, он все-таки одумается в последний момент?

— Стоит ли ожидать на президентских выборах столь же масштабных фальсификаций, как и на выборах парламентских?

Они только такими и могут быть. Вы же понимаете, что собрать 2 млн подписей никому не дадут. Принесите хоть 4 млн подписей — вам скажут, что они недействительны. Смогут выдвинуть своих кандидатов лишь те партии, которые прошли в Госдуму.

Очень многое будет зависеть от 10 декабря, поскольку в этот день будут два исторических события, которые определят наше ближайшее развитие. Во-первых, это митинг, а второе — в этот же день пройдет съезд «Справедливой России». Если они выберут кандидатом в президенты Сергея Миронова, ничего не изменится. Но если они выдвинуть Оксану Дмитриеву, то ее поддержит вся несистемная оппозиция.

И если она организует такой же эффективный контроль наблюдателей, как в этот раз, то Путину будет очень трудно выиграть в первом туре. Конечно, власти все равно будут пытаться сфальсифицировать выборы президента, но мы станем хватать их за руку. А без фальсификаций Путину не выиграть даже в первом туре.

— Будет ли градус общественного недовольства итогами президентских выборов так же высок, как после парламентских выборов? Продолжатся ли весной массовые уличные выступления?

Недовольство русского народа будет нарастать. 24 сентября на съезде «ЕР» общество испытало первый шок, а 4 декабря — второй. И шок этот вылился пока не в массовое (подождем 10 декабря), но в огромное недовольство.

Я хожу на подобные митинги, и там встречаются люди, которые друг друга знают. Однако 7 декабря собрались абсолютно незнакомые люди, молодежь, которая никогда не интересовалась политикой. Сейчас же 35 тыс. людей, которые готовы пойти на митинг, — даже если не дойдут до площади Революции, поскольку там будет все перекрыто, — это уже показатель того, что в их умах и сердцах режим проиграл, причем безнадежно.

Вместе с тем для власти опасны даже не такие массовые социальные выступления, поскольку они будут медленнее раскачиваться, а прежде всего бунт элиты, поскольку она начинает уже нервничать. Элита видит, что Путин представляет угрозу их будущему существованию, они не хотят ждать социального бунта или еще одного 17-го года. Наверняка в такой ситуации, как учит нас история, всегда возникают заговоры в высшем свете, которые приводят к свержению диктатора.

 

Материал подготовили: Елена Славолюбова, Александр Газов