Фото бюллетеня было опубликовано в статье «Яблочный пуй».
Результатом стало изгнание главного редактора еженедельника Максима Ковальского — по личному распоряжению владельца медиахолдинга Алишера Усманова. Владелец назвал скандальную публикацию нарушением журналистской этики, граничащей с мелким хулиганством.
Также написал заявление об уходе генеральный директор ИД «Коммерсант» Демьян Кудрявцев. В своем блоге он принес извинения читателям и партнерам издания за обнародование бюллетеня с посланием. Решение об отставке Кудрявцева должно утвердить или отклонить собрание акционеров.
Стоит заметить, что обсценная лексика давно перестала быть жестким табу в отечественной публицистике. Заветные словечки можно встретить не только в блогах или маргинальных листках наподобие почившей в бозе «Лимонки», но и в более чем благообразных изданиях. Тот же «Коммерсант» благополучно анонсировал и рецензировал постановку «Театра.doc» с малопристойным названием. Поэтому репрессии внутри медиахолдинга нельзя объяснить заботой о народной нравственности.
Уместно ли говорить о том, что власть руками управляемых собственников осуществляет цензуру? С этим вопросом «Особая буква» обратилась к президенту фонда ИНДЕМ Георгию Сатарову и редактору журнала The New Times Илье Барабанову.
Георгий Сатаров считает, что редактор «Власти» действительно нарушил журналистскую этику. «Такая публикация — публичная ругань, которую я считаю недопустимой», — заявил он. В то же время эксперт предполагает, что увольнение Ковальского — это не репрессивная мера, а защитная: «Хозяин может, отправляя редактора в отставку, выводить его из-под более жестокого удара». С какой стороны может последовать этот «удар», наш собеседник не уточнил.
Он также добавил, что скандальная публикация, вне всякого сомнения, соответствует актуальным общественным ожиданиям. «Журнал опубликовал то, что сегодня и сейчас хотели видеть читатели. Полгода назад это не могло бы появиться», — считает Сатаров.
В свою очередь, Илья Барабанов считает, что отставка главного редактора, осмелившегося проиллюстрировать статью крамольной фотографией, произошла без вмешательства государства. «Это цензура со стороны испуганного владельца, — считает он. — Вообще у нас 95 процентов случаев цензуры — это самоцензура. Усманов показал себя еще раньше, когда распорядился снять с сайта «Газеты.Ru» «Карту нарушений».
На вопрос, усилится ли давление на прессу, тем более что охранители на окладе жаждут крови независимых журналистов, Барабанов ответил так:
«То, что власть будет закручивать гайки, очевидно. Сейчас мы проходим опасный период. С одной стороны, вертикаль напугана событиями на улице. С другой стороны, чиновничий бюрократический аппарат чувствует полную отвязанность. Нынешний президент уже фактически списан в архив, а будущий — все простит, когда изберется. Поэтому можно ожидать всего».
Наш собеседник добавил, что за свое будущее не опасается: «Ирена Лесневская, издатель The New Times, не Алишер Усманов, ее запугать не получится, и таких скандалов, как в «Коммерсант-Власти», нам удастся избежать».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов