Так, при подготовке уличных гражданских акций «Лига» позаботится об их эстетическом оформлении, тогда как «ГДР» будет составлять проекты резолюций, законодательные предложения и тому подобные документы. Задача этого структурного подразделения — составить такие документы, которые устраивали бы всех участников и ни у кого не вызывали бы отторжения. Ведь не секрет, что в акциях протеста участвовали представители самых разных политических сил, чьи идейные воззрения во многом полярны.
«Лига» занимается креативом, делает, чтобы митинг был массовым, шумным, заметным, привлекательным для нашей целевой аудитории, а мы («ГДР») занимаемся выработкой политической повестки дня. Чтобы у нас было что положить на стол, чтобы нам всякие премьер-министры не говорили, что они не понимают, с кем там разговаривать и о чем», — так описал ситуацию депутат Илья Пономарев.
Одновременно непосредственной подготовкой митинга занимается оргкомитет из 14 человек.
Объединиться «за все хорошее и против всего плохого» оппозиция пытается не первый раз. Можно вспомнить многообещающее начало и бесславный — точнее, бессмысленный — финал «Другой России» или менее знаменитый и столь же малопродуктивный «Комитет пяти требований», мелькнувший и угасший в конце 2010 — начале 2011 годов. Можно ли надеяться, что структуры, рождающиеся сейчас, — это институции гражданского общества, что все благие начинания не потонут в умных но, увы, ни к чему не ведущих разговорах?
Один из соучредителей «Лиги избирателей», писатель Дмитрий Быков убежден, что нет: «Мы, гражданское общество, уже добились многого. Уже почти добились шествия 4 февраля. Власти обещают сделать выборы максимально прозрачными и провести политическую реформу, о которой несколько месяцев назад и речи не было. Самое главное — общество почувствовало себя не таким инертным, как казалось еще недавно».
Говоря о перспективах «Лиги» и «Гражданского движения России», Быков отметил, что «Лига» возьмет на себя координирование работы наблюдателей на предстоящих выборах, а также совместно с «ГДР» будет разрабатывать площадку для общественной дискуссии. «Сейчас дискуссия вытеснена в Интернет, и там она действительно не имеет практического результата», — считает писатель. Задачей новых структур он считает не борьбу за то, «чтобы кто-то получил власть», а создание новых, адекватных настроениям общества политических партий.
«Я не представляю, чьи интересы на самом деле выражают официальные партии — ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия», — отметил наш собеседник. — В то же время кто-то должен представлять интересы националистов, технократов, гуманитарной интеллигенции — это огромные массы народа. Мы беремся добиться того, чтобы приватизированное, вытоптанное, зачищенное политическое поле России снова стало полем политической дискуссии. Мы готовы дискутировать и с либералами, и с националистами. Дискуссия — это нормальное состояние страны, которая ищет свой путь».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов