По словам Алексея Кудрина, программу Путина можно реализовать за один президентский срок. Для этого правительство должно создать условия для инвестиций, в том числе обеспечить низкие ставки заимствования. За пять лет, по его мнению, можно увеличить инвестиции в основной капитал до 25 процентов ВВП, как это и предлагает премьер-министр. Кудрин считает, что одновременно необходимо улучшать инвестиционный климат, в том числе повысить эффективность защиты прав собственности.
Что же касается программы Михаила Прохорова, то бывший министр финансов объяснил, что миллиардер предлагает снизить налоги суммарно на 2—3 процента ВВП и увеличить расходы в ряде отраслей на 4—5 процентов ВВП. «Общий разрыв нагрузки, которую предлагается осуществить, составляет от 5 процентов ВВП и выше, что вряд ли возможно», — сказал Кудрин.
По его мнению, экономическая программа этого кандидата в президенты не решает проблем в пенсионной сфере. «Дефицит Пенсионного фонда невозможно покрыть за счет распродажи (госсобственности)», — уверен Кудрин, отмечая, что сейчас дефицит ПФР составляет триллион рублей, но в течение пяти лет проблемы пенсионной системы будут только нарастать.
Несмотря на достаточно лестный отзыв на программу Путина, Кудрин пессимистично и жестко отзывается о сложившейся в России ситуации. На деловом завтраке в рамках Давосского форума он много говорил о давлении на бизнес за поддержку оппозиции.
«За поддержку серьезных оппозиционных партий на бизнес было давление, такие примеры многочисленны. Мы должны сейчас привыкнуть к тому, что в обществе должна возникнуть толерантность, независимо от взглядов политических. И в том числе право бизнеса финансировать эти политические предпочтения и партии. Только тогда будет конкуренция. К сожалению, я беспокоюсь, что сейчас мы этого не достигли и это будет не так просто достичь», — поделился своими опасениями экс-министр.
При этом он привел в пример Китай, «где без достаточных политических свобод достигаются какие-то результаты в экономике». «Вместе с тем я пришел к выводу, что прозрачности власти и эффективности власти не будет без политической конкуренции. А с этого все начинается, с этого начинается работа судов, администрирование государства, ответственность за те или иные шаги. Сегодня я вижу необходимость в создании более совершенной системы», — заявил Кудрин. И добавил, что прошедшие в декабре парламентские выборы, вызвавшие протесты оппозиции, «по всем признакам были фальсифицированы».
Политолог Станислав Белковский, за комментариями к которому обратилась «Особая буква», считает, что Алексей Кудрин хотел бы исполнять роль переговорщика между властью и оппозицией.
«Другое дело, что Владимир Путин не дал ему соответствующих полномочий. И Кудрин, скорее всего, находится в поиске своей политической ниши. Вполне возможно, что он ее найдет. Так или иначе он, один из немногих, пользуется достаточным доверием Владимира Путина. И в этом смысле он может быть полезен как переходное звено от путинского режима к постпутинскому. Потому что Алексей Кудрин именно тот человек, который может убедить премьер-министра пойти на известные политические уступки и, возможно, передать власть», — полагает эксперт.
Политолог считает, что Кудрин в этом случае был бы идеальным преемником Путина в качестве переходного лидера от президентской республики, которую мы имеем сегодня, к парламентской.
«Я думаю, что Кудрин ищет свою политическую нишу, но вместе с тем не хочет портить отношения с Путиным. Финансист понимает происходящее в стране, понимает, что реформы неизбежны и уход нынешнего премьера тоже неизбежен», — уверен Белковский.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева