Фракция «Единая Россия» в Госдуме выступила с политическим заявлением против «оранжевой угрозы»

Комментируют Сергей Обухов, Александр Нагорный

Оппозиция устроила в Думе «оранжевую революцию»

Оппозиция устроила в Думе «оранжевую революцию»
«ЕР» распространила заявление об «оранжевой угрозе» от своего имени, поскольку его не поддержали оппозиционные фракции. Обсуждение документа вызвало грандиозный скандал: изначально в авторах проекта значились Зюганов, Миронов и Жириновский.
7 февраля 2012
Фракция «Единая Россия» приняла единоличное политическое заявление о недопустимости смены власти по революционному сценарию. Ранее проект заявления предлагалось подписать всем политическим фракциям парламента. Оппозиционные депутаты отказались, возмутившись тем, что имена их лидеров появились под проектом заявления еще до получения их согласия. А гнев Владимира Жириновского перешел в острую фазу — либерал-демократы на время оккупировали трибуну. Судя по происходящему, единороссам придется привыкать к одиночеству — несмотря на склонность лидеров оппозиционных думских партий к кулуарным договоренностям, они не могут не учитывать мнения своих избирателей, большая часть из которых поддерживает требования митингов «За честные выборы».

 

Выступая во время утренней «пятиминутки», Владимир Жириновский подверг сомнению официальные данные по количеству граждан, принявших участие в прошедших 4 февраля в Москве митингах. Лидер ЛДПР уверен, что на его акцию на Пушкинскую площадь пришло не менее 3 тыс. человек, в то время как ГУВД заявило лишь о тысяче. «То же самое на выборах: у нас 150 мандатов, а вы оставляете нам 50», — возмутился Владимир Вольфович. Когда некоторые единороссы стали топать ногами, Жириновский отреагировал, как всегда, оригинально: «Стучите! Вы этим только и занимаетесь! Вы уже вызвали революцию в стране своим тугодумием!»

Само название заявления «Единой России» «В защиту конституционного строя, гражданского мира и демократии в стране» уже говорит о его содержании. В нем фигурируют такие фразы, как «оранжевый протест», «подсказки зарубежных политтехнологов», — то есть все то, что страна последнее время слышит от российского руководства, которое за митингами не видит ничего, кроме «работы Госдепа».

Однако нынешняя думская коллизия интересна другим: правящая партия впервые за долгие годы не смогла принять собственное заявление как документ, одобренный всей палатой. Но дело не только в этом — удивительно то, что для единороссов это оказалось неожиданностью. Получается, что за два месяца, прошедших с декабрьских выборов, члены прокремлевской фракции так и не осознали, что время их безоговорочного господства закончилось.

Этот вывод напрашивается из истории подготовки заявления. В понедельник на заседании совета Думы руководитель парламентского «ЕдРа» Андрей Воробьев предложил всем фракциям сделать общее заявление и раздал текст проекта, в котором в авторах уже стояли фамилии Геннадия Зюганова, Сергея Миронова и Владимира Жириновского. Лидеры коммунистов и эсеров возмутились сразу и объяснили, что своего согласия на подпись под проектом не давали. Лидер ЛДПР озвучил ту же мысль, только с присущей ему экспрессией, непосредственно на заседании палаты.

Показательна реакция Воробьева: «Парламентские партии явно не в духе, и потому после перерыва мы внесем это заявление от имени фракции «Единая Россия», — сообщил он журналистам.

Что же получается? Пока политологи, журналисты, общественность только и делают, что обсуждают изменение внутриполитической ситуации в связи с массовым недовольством властью и персонально «Единой Россией», партия власти демонстрирует абсолютное непонимание не только новой ситуации, но и просто факта утраты ею конституционного большинства в нижней палате парламента.

Более того, предлагая (а по сути, навязывая) Зюганову и Миронову поставить подпись под документом, осуждающим протесты «рассерженных горожан», чиновники от «ЕдРа» признаются в незнании того, кого они осуждают. Ведь одна из самых больших колонн 4 февраля шла по Якиманке под красными знаменами, а 10 декабря на Болотной площади выступал московский коммунист Андрей Клычков. Уже одно только это не позволило бы КПРФ одобрить заявление. Что же касается «Справедливой России», то два члена этой фракции — Геннадий Гудков и Илья Пономарев — были одними из организаторов акций протеста, а заместитель Миронова Оксана Дмитриева — одним из ораторов на мероприятии несогласных в декабре.

Кроме того, лидеры этих партий неоднократно заявляли о справедливости протестов. Да, Геннадий Андреевич говорил об «оранжевой чуме», но каждый раз подчеркивал, что речь идет исключительно о некоторых деятелях гражданского общества — точнее, о Борисе Немцове и Михаиле Касьянове.

Можно предположить, что единороссы надеялись: на руководителей оппозиционных фракций надавят из Кремля. Но ведь не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: в качестве соперников Путина по президентской гонке ни Миронов, ни Зюганов на публичное, да еще и широко обсуждаемое сотрудничество с правящей партией не пойдут.

В общем, «Единой России» теперь придется не только привыкать к роли игрока-одиночки, но и внимательно следить за текущими политическими событиями, от чего правящая партия, видимо, поотвыкла за десять лет. Иначе она и впредь будет попадать в неудобные ситуации с чужими подписями.

Сергей Обухов, депутат Госдумы России

Цель инициативы фракции «Единая Россия» в Госдуме о принятии постановления с осуждением «оранжевых» настроений в обществе заключается в желании партии закрепить в обществе мнение о том, что многочисленные акции протеста финансируются из-за рубежа. Принятием документа единороссы хотели «повязать» всех кандидатов в президенты — Зюганова, Жириновского, Миронова. Якобы они тоже поддерживают такую точку зрения. Случившееся является частью предвыборной кампании.

Мы на совещании фракции приняли решение голосовать против постановления. И если бы оно было вынесено на обсуждение и в итоге принято, думаю, избиратели разобрались бы в том, что за него выступили именно единороссы, а не вся Государственная дума в целом.

Александр Нагорный, политолог

В подготовленном «Единой Россией» документе уже содержались места для подписей лидеров оппозиционных фракций Госдумы, что их очень возмутило. Цивилизованные люди обычно обсуждают вопрос, вносят на рассмотрение. А единороссы решили действовать абсолютно авторитарно, хотя на словах борются за демократизацию в нижней палате.

Оппозиция выступает против содержания документа, так как после выборов, несомненно, значительно повысятся цены, инфляция скакнет вверх и количество недовольных увеличится. В результате настроения Болотной площади сольются с социальным протестом граждан, связанным с падением уровня жизни. Проголосуй оппозиционные партии за резолюцию — в глазах граждан они стала бы вровень с властями. Конечно, никто этого не хочет, ведь подобное привело бы к фактическому исключению парламентской оппозиции из процесса демонтажа существующего режима.

Неизвестно, что будет завтра. В ближайшие несколько месяцев может многое измениться для властей кардинально. Степень их неприятия в обществе очень высокая. Опросы ВЦИОМа, демонстрирующие поддержку режима россиянами, неубедительны.

Говорить же на данном конкретном примере об изменении характера Госдумы, возвращении полноценной политической борьбы и дискуссий нельзя. Превосходство «Единой России» осталось. Возмущение оппозиции по поводу документа «ЕР» является пока частным случаем.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов