Эксперт: встречу Медведева с оппозицией придумал избирательный штаб Путина

В гостях у сказки о «либерале» Медведеве

В гостях у сказки о «либерале» Медведеве
Медведев позвал на встречу лидеров незарегистрированных партий. Беседа уходящего президента с «несистемной оппозицией» намечена на 20 февраля. Каков критерий, по которому будут отбирать достойных встречи? И в чем политический смысл мероприятия?
8 февраля 2012
По данным источника газеты «Ведомости», близкого к Администрации президента, приглашения получат далеко не все. Известно, что приглашены Сергей Бабурин, возглавлявший партию «Народный союз», и Константин Бабкин, лидер «Партии дела». А вот руководителя «Российского народно-демократического союза» Михаила Касьянова или главу «РОТ-Фронта» Сергея Удальцова на встречу с главой государства, скорее всего, не позовут.

Заметим, что само понятие «незарегистрированная партия» можно трактовать весьма широко. Это может быть организация, объединяющая тысячи единомышленников в разных краях и областях, а может быть «партия кофейни», общее собрание активистов которой комфортно размещается за банкетным столом. По всей России «лидеров незарегистрированных партий» наберется, наверное, не одна тысяча. Но каков тогда критерий, по которому будут отбирать достойных встречи с первым лицом? И в чем политический смысл подобных мероприятий?

Журналистка и оппозиционный политик Марина Литвинович считает идею встречи «странной».

«Это достаточно странно — проводить встречу с лидерами незарегистрированных партий, — говорит она. — Тем более странно, что на нее приглашены не все. Чем проводить ее так, лучше не проводить вообще — иначе это мероприятие еще до проведения производит негативный эффект».

Один из несистемных политиков, пока не получивших приглашения от первого лица,— глава «Пиратской партии» Павел Рассудов — заявил о готовности к диалогу. В беседе с корреспондентом «Особой буквы» он огласил ряд предложений, которые высказал бы Медведеву, если бы ему представилась такая возможность.

Среди них — развитие «электронной демократии» и построение «открытого государства». «Пока у нас существует «представительная демократия», пусть депутаты перед нами хотя бы по-человечески отчитываются, — сказал «пират». — Пока что ни один из парламентов, за исключением Мосгордумы, не публикует сведений о поименном голосовании депутатов. То есть мы их выбираем, но не имеем возможности проконтролировать их работу. Эти отчеты должны публиковаться в Интернете в машиночитаемом формате — в виде текстов и таблиц».

Среди других предложений «Пиратской партии» — либерализация законов об авторском праве, отмена 146 и 147 статей Уголовного кодекса и декриминализация «некоммерческого файлообмена».

Кроме того, Павел Рассудов хотел бы узнать мнение президента-юриста — законно ли Минюст отказал «Пиратской партии» в регистрации? Как известно, партия не получила регистрации в России из-за «преступного» названия. По словам главы «пиратов», вопрос о законности решения Минюста был включен в материалы олимпиады, проведенной юридическим факультетом МГУ, и правильным был ответ, что отказ   необоснован и противоречит закону.

Лидер незарегистрированной «Другой России» Эдуард Лимонов заявил, что не получал приглашения от Медведева, а если и получит, то не пойдет на встречу.

«Прежде всего, мое условие — это освобождение политзаключенных «Другой России», сейчас их девять человек. Когда они выйдут, когда я их обниму — только тогда я смогу о чем-то говорить с господином Медведевым Дмитрием Анатольевичем. И второе условие — это регистрация «Другой России» и отмена запрещения НБП. Только после этого у меня появится предмет для разговора с главой государства. До того никакого предмета для разговора с уходящим президентом у меня нет».

На вопрос, зачем Медведеву понадобилось встречаться с «несистемными» политиками, Лимонов ответил так: «Это пускание пыли в глаза, это дымовая завеса, это желание ослабить напряжение в обществе — после выборов 4 декабря это напряжение ощутимо растет. Это попытка наглого обмана общественного мнения. Поддерживать шатающуюся власть у меня нет никакого желания — я бы с удовольствием ее подтолкнул».

Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России, считает прозвучавшее из Кремля приглашение не чем иным, как пиар-ходом власти:

«В данном случае идея пришла не столько Дмитрию Медведеву, сколько организаторам избирательной кампании Владимира Путина, его избирательному штабу. Им нужно, чтобы Путин победил в первом туре, но и чтобы не было таких акций протеста, как после думских выборов в декабре. Поэтому власть задействует кнут и пряник. С одной стороны, в регионы шлются разнарядки, сколько голосов должен получить премьер, собираются митинги на Поклонной горе. С другой стороны, власть демонстрирует якобы готовность к уступкам».

«Власть играет с двух рук, — убежден политолог. — Заметьте: с оппозицией встречается не Путин, а Медведев. Ведь если оппозиция потребует от Путина гарантий политической реформы, он должен будет либо с порога отказать — и это будет означать, что диалог не состоялся, — либо пообещать ее провести. И тогда эти обещания ему припоминали бы весь срок. А у Медведева, с одной стороны, имидж «либерала», с другой — он уходит. Если Дмитрий Анатольевич что-то и пообещает, а Владимиру Владимировичу потом это напомнят, он сможет с чистой совестью сказать: лично я вам ничего не обещал».

Эта тактика называется «вовлечение в сотрудничество», поясняет Салин. Если противник представляет для тебя опасность — пусть он и слабее тебя, — его надо опутать какими-то договоренностями, чтобы он уже не шел напролом. По большому счету эта встреча — ловушка для оппозиции. Даже если они получат какие-то гарантии от Медведева — это ничего не значит, ведь он уходит через два месяца.

 

Материал подготовили: Игорь Волков, Владислав Полянский, Александр Газов