Дмитрий Медведев заявил, что итоги президентских выборов 1996 года были сфальсифицированы

Комментируют Александр Куликов, Юрий Иванов

Медведев сложил полномочия с Ельцина

Медведев сложил полномочия с Ельцина
Глава государства на официальной встрече с представителями несистемной оппозиции признался, что на президентских выборах 1996 года победил отнюдь не Борис Ельцин. Высказывание Медведева делегитимизирует всю нынешнюю российскую политическую систему.
22 февраля 2012
Хотя Кремль уже дезавуировал заявление президента, объяснив, что его неправильно поняли, ясно, что присутствовавшие на встрече Сергей Бабурин и Сергей Удальцов не ослышались: Дмитрий Медведев публично признал, что победа Бориса Ельцина была незаконной и основанной на фальсификациях. Но дело даже не в этом. Верхушка российской власти озвучила то, о чем подозревали многие: вся современная российская структура власти базируется на нелегитимных указах и законах, подписанных человеком, по сути, захватившим власть. И более того, нынешний глава государства прекрасно это знает, как и предыдущий. Который, если кто забыл, является ельцинским преемником.

 

В программе «Реальное время» радио «Финам FM» председатель «Российского общенародного союза» Сергей Бабурин, рассказывая о самых ярких моментах беседы с президентом, поведал, что глава государства, когда его гости поставили вопрос о подтасовках на выборах в Госдуму 4 декабря, возразил: «Чего вдруг сейчас? Предыдущие выборы были все идеальные». Потом он согласился, что декабрьские выборы «не стерильны». «И дальше произнес фразу, которая, на мой взгляд, входит в историю, — сказал Бабурин в эфире. — Он напомнил о выборах президента 96-го года и говорит: «Вряд ли у кого есть сомнения, кто победил на выборах президента 96-го года. Это не был Борис Николаевич Ельцин». Так и сказал дословно, и это при свидетелях. Это в официальной встрече, это не кухонный разговор. Фактически глава российского государства признал, что в 96-м году победил не Борис Ельцин, что выборы были сфальсифицированы. Я воспроизвел дословную фразу, Сергей подтверждает». Участвовавший в программе лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов подтвердил, что Медведев действительно сказал такую фразу.

Слова Медведева о фальсификации победы Ельцина на выборах 1996 года можно воспринимать по-разному. С одной стороны, это можно расценивать как случайно вырвавшееся правдивое признание. С другой — намеренная дискредитация одного из нынешних кандидатов в президенты Геннадия Зюганова, который, если верить Дмитрию Анатольевичу, и должен был стать президентом 15 лет назад. Ведь тогда многие обвиняли лидера КПРФ в трусости и соглашательстве: после второго тура он послал Ельцину поздравительную телеграмму, чем засвидетельствовал легитимность его победы. Теперь людям об этом как бы ненароком напомнили.

Есть и третий вариант, объясняющий заявление главы государства, — продолжающийся курс Кремля и Белого дома на дистанцирование себя от «лихих 90-х». Сегодня правящей верхушке тактически выгодно не блюсти преемственность с тем же Ельциным, а, наоборот, все валить на покойного президента и его команду.

Любопытно, что на встрече с Медведевым присутствовал один из ельцинских людей — Борис Немцов. Так вот он, комментируя мероприятие, ничего о заявлении Дмитрия Анатольевича журналистам не сказал. Так что можно предположить, что эти слова предназначались именно Борису Ефимовичу. Дескать, что ж ты, мил человек, на нарушения жалуешься — вы-то в свое время еще и не такое творили…

Но то, что обоими членами (бывшего?) тандема принято решение «отрезать» себя от 90-х, ясно совершенно точно. Владимир Путин уже неоднократно публично сваливал и экономические, и коррупционные проблемы страны на ее недавнее прошлое. А Медведев пустил в ход совсем уж тяжелую артиллерию — косвенно обвинив уже умершего человека, поминки по которому, кстати, проходили в Кремле под руководством все того же Путина, в узурпации власти.

Что же получается? Обнародовав секрет Полишинеля, о котором после 1996 года не говорил лишь ленивый, Дмитрий Медведев дал право любому гражданину обратиться в прокуратуру с требованием расследовать должностные преступления всех тех, кто причастен к фальсификации на тех выборах. Он дал право любому из нас не доверять все тому же Центризбиркому. Он дал россиянам право обвинить его же, Дмитрия Анатольевича Медведева, в сокрытии фактов, свидетельствующих о захвате государственной власти путем обмана.

Такая вот загогулина.

Александр Куликов, депутат Госдумы России

Я и как гражданин, и как депутат, и как человек, многие годы отработавший в правоохранительных органах, посвятивший себя служению закону, считал и продолжаю считать, что с осени 1993 года, с роспуском существовавшего тогда парламента, наша страна живет в условиях неправового пространства. Положение было закреплено принятием в декабре того же года новой Конституции.

Поэтому все, что сделано с тех времен, носит абсолютно нелегитимный, неправовой характер — все государственные институты и так далее. Я нисколько не преувеличиваю. Юристы Медведев и Путин не могут этого не понимать.

Слова президента на встрече с представителями несистемной оппозиции в минувший понедельник звучат зловеще. Их смысл в том, что выборы 4 марта тоже могут пройти в похожем нелегитимном, неправовом поле, как и аналогичные, состоявшиеся в 1996 году. И это не будет иметь для гаранта Конституции никакого принципиального значения. Коль скоро он изначально делает ссылки на давние события, прикрываясь тем, что нарушения уже были, народ их пережил и сейчас переживет.

Это очень символично и опасно, поскольку стимулирует исполнителей на местах — чиновников, членов партии «Единая Россия» — к тому, чтобы обеспечить победу Путина любыми путями. Подобное вызовет большие возмущения в радикальной части общества, что может быть в итоге опасно и для страны, и для простых людей.

А стремиться к проведению выборов в один тур власти будут. Неслучайно сегодня ВЦИОМ говорит о 56 процентах россиян, поддерживающих Путина. Идет подготовка общественного мнения к быстрой «победе».

Вернуться к обсуждению вопросов нарушений, допущенных в 1996 году при выборах президента страны, сегодня было бы очень и очень трудно. Многие важные документы того периода, которые могли бы подтвердить нашу правоту, безвозвратно утеряны. Да и желания у нынешних властей ворошить прошлое нет.

Ельцин породил нынешних руководителей страны. Они являются его прямыми наследниками и пилить сук, на котором сидят, не будут.

Юрий Иванов, адвокат, доверенное лицо кандидата в президенты Геннадия Зюганова на выборах 1996 года

Нужно понимать, что встреча Медведева с оппозицией — это встреча либералов с либералами, кем они все были тогда, 15 лет назад. Исключая Удальцова и Бабурина.

Я прекрасно помню события 1996 года, так как активно агитировал за Геннадия Зюганова, будучи депутатам Госдумы. Помню я и о том, как обеспечивалась победа Ельцина при поддержке и одобрении некоторых участников прошедшей в понедельник встречи, ставших сегодня оппозиционерами.

В настоящее время либералы столкнулись с тем, с чем тогда столкнулись мы: с фальсификациями, с обливанием грязью, с барьерами на пути к телеэкрану. И вот они сейчас плачут и горюют по данному поводу.

Расследовать нарушения тех времен сегодня невозможно. Вообще же разговоры о легитимности носят историко-архивный характер. Правомерна она или нет, нынешняя власть управляет государством. Страна же не может висеть в воздухе. Что же нам теперь — не признавать все законы, изданные ею?

Поэтому такие разговоры носят отвлеченный характер. История показывает, что, как бы законно или незаконно кто-то к власти ни приходил, все равно нормативные акты власти признаются людьми, обществом.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов