В России известные оппозиционные политики объявили о создании Социал-демократического союза России

Михаил АСКЕТОВ,

«Особая буква»

Социал-демократия обретает человеческое лицо

Социал-демократия обретает человеческое лицо
Геннадий Гудков, Елена Лукьянова и Илья Пономарев создают новый политический проект — коалиционное движение социал-демократической направленности. Вход открыт для всех здравых левых сил страны.
22 марта 2012
Социал-демократы — неотъемлемая и важнейшая часть европейской политической жизни. Но в нашей стране до недавних времен развитое социал-демократическое движение отсутствовало. Похоже, эти времена закончились. Российская социал-демократия возрождается.

 

Один из инициаторов создания Социал-демократического союза России, профессор МГУ Елена Лукьянова охарактеризовала новое движение как «объединение всего левого спектра сил». По ее словам, пока речь не идет о политической партии, а скорее, о массовом общественном движении. «В России огромное количество левых организаций, которые пока не могут консолидироваться для выполнения своих целей, поскольку очень сильны амбиции их лидеров. Эту негативную тенденцию необходимо переломить. На мой взгляд, давно пора отказаться от вождизма — будущее за организациями, управляемыми коллегиально», — заявила Лукьянова в интервью «Особой букве». Она также отметила, что авторитет социал-демократии в значительной степени был подорван Михаилом Горбачевым, но это не отменяет актуальности социал-демократических идей в современной России.

Существующая сегодня в нашей стране политико-идеологическая карта сложилась еще несколько лет назад. Есть три мощных идейных сегмента — либералы, националисты и коммунисты. Определять «демократов» как некую отдельную идеологическую общность было бы лишним. Во-первых, все либералы, разумеется, характеризуют себя и в качестве демократов, то есть как сторонников развитого гражданского общества, политических свобод. Во-вторых, демократы есть и среди националистов: национал-демократия — это интересное веяние нового русского политического времени. Наконец, в-третьих, среди коммунистов найдется немало людей, убежденных в том, что комплекс ценностей «буржуазной демократии» — необходимое условие, важный этап для конечного торжества марксистских идей.

Именно слова «либерал», «националист» и «коммунист» — это слова-пароли, слова-маркеры. Людям, интересующимся политикой, волей-неволей приходится отождествлять себя не с одним, так с другим или третьим, выбирая зачастую наименьшее из зол.

Между тем бросается в глаза то, что серьезный идеологический сегмент, богато представленный в европейских странах, в РФ либо отсутствует начисто, либо имеется в карликовом, карикатурном виде. Речь идет о социал-демократии. За 20 постсоветских лет кто только не пытался возродить в России социал-демократию, от Ивана Рыбкина до Михаила Горбачева — все тщетно.

При этом социал-демократические ценности исповедуют, пусть стихийно и неосознанно, огромное количество россиян. Политические и гражданские свободы, не скованная сверхжестким госрегулированием экономика, социальная ответственность как государства, так и бизнеса — вещи, абсолютно необходимые в глазах большинства наших сограждан. Получается, ценности есть, запрос на соответствующую идеологию есть, а организаций нет.

Какое-то время проводником социал-демократических идей пыталась быть «Справедливая Россия», но делала она это как-то невнятно, неубедительно. В общественном сознании так и не возник четкий ассоциативный ряд «Справедливая Россия» — «социал-демократы».

Таким образом, на месте умеренных, немарксистских левых, не отрицающих рыночную, хоть и контролируемую государством экономику и «буржуазные свободы», зияет пустота. В Германии, Франции, Испании, других странах социал-демократы и социалисты — одна из доминирующих сил, в Северной Европе они даже создали особую социально-экономическую модель — шведский социализм. А в России — или реваншистские, догматичные марксисты, или «дикий рынок» с нулевой социальной ответственностью и иными характерными для нашей страны особенностями.

Следует отметить, что в поствыборном политическом поле России образовалась еще одна зияющая брешь — у нас теперь отсутствуют уважаемые, авторитетные партии и движения «системной оппозиции». С этим и раньше-то были проблемы, но в ходе бурных событий декабря—марта КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР были окончательно дискредитированы.

Мягко говоря, поспешные поздравления Сергея Миронова и Владимира Жириновского в адрес Путина, «легко» победившего на президентских выборах, вызвали у оппозиционно настроенной публики отвращение. КПРФ хоть от поздравлений и воздержалась, но так, по сути, и не включилась всей мощью своей партийной машины в общегражданский протест, несколько месяцев чередовала ворчливые заявления в адрес властей с проклятиями «оранжевой чуме».

Парадокс: политики, которых принято называть «системными», но имеющие волю к настоящей борьбе, есть, а политический структур, консолидировавших бы их усилия, нет.

В этой связи большой интерес представляет инициатива по созданию Социал-демократического союза — движения, объединяющего политиков левой ориентации. Самые харизматичные фигуры «Справедливой России» Геннадий и Дмитрий Гудковы, яркий интеллектуал, профессор МГУ Елена Лукьянова, смелый и популярный даже в несистемно оппозиционной среде Илья Пономарев — инициаторы создания этого социал-демократического проекта. Инициативу поддержал и лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов — сегодня уже живая легенда революционных столичных площадей.

Можно по-разному относиться к данным фигурам, но одно несомненно: никто из перечисленных не запятнал себя ни трусостью, ни коллаборационизмом. Возможно, именно этим людям удастся смахнуть вековую пыль с отечественной социал-демократии. Сделать так, чтобы эта взвешенная, учитывающая интересы абсолютно всех граждан, очень нужная современной России идеология была модернизирована в соответствии с требованиями момента, стала бы субъектом российской политической реальности.

 

Материал подготовили: Михаил Аскетов, Роман Попков, Александр Газов