При этом ничего конкретного о составе и структуре нового кабмина Медведев, конечно же, не сказал, а попытался отшутиться.
«Пишите: вице-премьеры — семь штук… Давайте все же немного еще интригу сохраним. Мы, сейчас чего скрывать, действительно встречаемся, квадратики какие-то рисуем, обсуждаем, какая схема лучше, кто лучше какими делами будет заниматься. Здесь все очень, на мой взгляд, очевидно. Нужен мощнейший импульс новых людей, — сказал он, уточнив, что в правительстве «должны быть люди, которые обеспечат преемственность». — Может, не на все время. Может, на год, на два — не знаю. Вот этот баланс между тем, кто обеспечивает преемственность, и притоком новых людей и будет новым правительством».
При этом он намекнул на скорое разрешение данного вопроса: «В то же время я не могу прийти в правительство (если меня поддержат) и сказать: «Давайте, ребята, месяцок здесь порисуем чего-нибудь, пока нас не трогайте, и мы создадим оптимальную конструкцию, в рамках которой будем принимать решения». Мы обязаны сразу же начать практическую работу. Она не может прерываться ни на один день».
Не забыл Дмитрий Медведев и про свое последнее увлечение — «Открытое правительство». По его словам, когда он станет премьером, все ключевые социально-экономические инициативы будут обсуждаться там. «Если они (члены «Открытого правительства» — Ред.) мне укажут на всякого рода проблемы, связанные с реализацией этих решений, я их просто не буду принимать», — объяснил пока еще действующий президент роль этого проекта. Дмитрий Анатольевич подчеркнул, что оно является экспертной площадкой, которая не может блокировать решения правительства.
Члены «Открытого правительства», по задумке кандидата в премьеры, смогут претендовать на посты в кабинете министров. «Открытое правительство» — это карьерный лифт для большого количества разумных людей, которых можно вытащить из экспертной среды, а самое главное — из среды уже действующих состоявшихся руководителей: менеджеров бизнеса, менеджеров среднего звена, в региональных структурах. Я сделаю это, не сомневайтесь», — заверил он.
Однако многие эксперты считают обещания Медведева обновить состав исполнительной власти нереалистичными. Так, писатель и политолог Григорий Каковкин, к которому за комментарием обратилась «Особая буква», ожидает простого пересаживания чиновников из одного кресла в другое:
«Ротация кадров была и в советское время, был кадровый резерв. Там тоже была «советская демократия». Кандидатов на важные посты утверждали на обкоме, на горкоме, задавали претендентам глупые вопросы, хотя все было решено. Но формальности соблюдались. Нам хотят ту же самую пустоту предложить».
По его словам, обновления ждать не стоит. «Новых людей не будет в правительстве. Какие новые люди там могут быть? У них нет их, потому что они их боятся как черт ладана… Думаю, самые ключевые министры, на которых держится структура власти и распределение основной части бюджета, останутся — Рашид Нургалиев и Татьяна Голикова в том числе. Сменятся незначительные, неважные люди — пересядут с одного кресла в другое. От пересаживания с одного места ничего не меняется — это такая имитация обновления», — рассуждает наш собеседник, не исключая, что какой-то малозначительный пост может достаться и либералам.
Кроме того, Каковкин не видит никакого противоречия между «Открытым правительством», создаваемым непосредственно самим Медведевым, и будущим официальным кабинетом министров. По мнению политолога, проект, созданный действующим главой государства, больше похож на бутафорию.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов