Спецслужбы РФ и Абхазии пресекли попытку теракта с «грузинским следом» в олимпийском Сочи

Александр КАРАВАЕВ,

эксперт Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве

Сочи чуть не сгорел в олимпийском огне

Сочи чуть не сгорел в олимпийском огне
Абхазия сейчас — это источник криминогенной и отчасти террористической опасности для всего Краснодарского края и, конечно, для Сочи.
11 мая 2012
Национальный антитеррористический комитет озвучил информацию, что ФСБ России и Служба госбезопасности Абхазии пресекли попытку доставки в Сочи очередной крупной партии оружия, которую боевики планировали использовать в течение 2012—2014 годов для совершения террористических актов в период подготовки и проведения Олимпийских игр в Сочи. Сообщается, что на территории Абхазии обнаружено несколько тайников с оружием, взрывчаткой и боеприпасами, а к поставке детонаторов для бомб и отправке в Россию непосредственно причастны спецслужбы Грузии.

— На ваш взгляд, озвученная информация о планирующихся терактах в Сочи и причастности к этому Грузии правдива или нет?

Любые известия спецслужб комментировать очень трудно. Мы же не имеем дела с расследованием, которое проведено до судебного разбирательства. Мы просто слышим информационное заявление, которое трудно подтвердить или опровергнуть. Единственное, о чем можно говорить, — это о том, есть ли такая возможность или нет и является ли Абхазия транзитной территорией для распространения такого рода угроз.

— А что сейчас происходит в Абхазии? Действительно ли в этой республике тяжелая криминальная обстановка? 

Криминогенная обстановка в Абхазии очень сложная. На мой взгляд, территория этой признанной Россией республики опасна. По разным признакам, связанным не только с террористической активностью из-за российско-грузинского конфликта, но прежде всего по линии обычной преступности.

В Абхазии много неурегулированных хозяйственных споров, в которых принимают участие местные криминальные элементы. У многих людей на территории восточнее Сухума, которая ближе к грузино-абхазской границе, да и в целом в Абхазии, очень много оружия, оставшегося еще со времен абхазо-грузинского конфликта.

Далеко за примерами ходить не надо. Можно вспомнить случай нападения на кортеж президента Абхазии. Гудаута — место, которое долгое время президент Абхазии возглавлял в качестве главы местной милиции, — славится как место сосредоточения различных криминальных кланов. Вот что представляет собой Абхазия. Это источник криминогенной и отчасти террористической опасности для всего Краснодарского края и, конечно, для Сочи.

— В сообщении о подготовке терактов говорится про грузинский след. Насколько подобная информация влияет на и так сложные отношения между Москвой и Тбилиси?

Есть ли такая опасность по линии российско-грузинских отношений? В принципе, да. Ведь Грузия воспринимает Россию — точнее, органы российской власти — как страну, которая принимает участие в агрессии в отношении Тбилиси. Поэтому, естественно, спецслужбы Грузии работают и будут продолжать работать против российских интересов. И не только в Абхазии, но и по всему Северному Кавказу. Это факт.

— Станет ли Грузия активно ставить палки в колеса или проводить различные спецоперации, для того чтобы подорвать атмосферу безопасности перед Олимпийскими играми в Сочи? 

Думаю, что планы такие есть.

Но мы не должны исходить из того, что Тбилиси абсолютно злонамерен в отношении российских интересов на Кавказе. Есть уровень работы спецслужб, и вполне возможно, что грузинские спецслужбы могли проводить или предпринять подобную операцию. Но это не надо расценивать как ярко выраженную антироссийскую стратегию. Просто это элемент большой политической игры. Естественно, если есть военные, то они строят планы в отношении своих способов воздействия. Если есть разведка и контрразведка, они работают по своим линиям.

— Михаил Саакашвили заинтересован в срыве Олимпиады?

Не могу сказать, заинтересован Саакашвили в срыве Олимпиады или нет. Но он будет действовать так, чтобы наращивать влияние Грузии, так, чтобы мировое сообщество обратило внимание на проблемы этой страны. Естественно, если он выберет сценарий, связанный с дестабилизацией, он может действовать по этому направлению, но это его законное право.

Коль скоро грузины будут рассматривать территорию Абхазии как отрезанную, отверженную от своей территории, то и действовать они будут в защиту своих интересов. В данной ситуации сказать, что Саакашвили «белый и пушистый», мы не можем. Но, с другой стороны, обвинять его, что он «черный злодей», не понимая, чем мотивированы его действия, тоже нельзя. Это не черно-белая история.

Абхазия остается и будет оставаться очень большой проблемой для РФ с точки зрения уровня криминогенной опасности и как источник различного рода непредвиденных инцидентов, которые могут подорвать безопасность региона в целом. Грузия со своей стороны будет активно это использовать до того момента, пока не нормализуются политические отношения между нашими странами.

— Получается, что информация о подготовке терактов правдива. Правда, неизвестно в каком объеме. Но озвучена она в тот момент, когда это удобно спецслужбам и российской власти...

Скорее всего, да. Идет игра. Грузия имеет свои определенные интересы и будет их добиваться. В то же время российским спецслужбам выгодно, чтобы население РФ, различные службы были достаточно осторожны по линии отношений с Грузией и с Абхазией в преддверии Олимпийских игр. Эта информация может воздействовать сразу по многим направлениям, в комплексе.

С одной стороны, ситуация тонизирует российские ведомства, местную исполнительную власть. И также она говорит об объективно сложившейся картине, при которой Грузия не будет оставлять попыток наращивать свое давление различными способами, в том числе и такими.

 

Материал подготовили: Елена Николаева, Мария Пономарева, Александр Газов