Премьер представил президенту предложения по структуре и составу нового правительства

Комментирует Евгений Минченко,

политолог и политтехнолог, директор Международного института политической экспертизы

Кабинет министров обрел формат А4

Кабинет министров обрел формат А4
Дмитрий Медведев на встрече в Кремле представил Владимиру Путину предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти. 15 мая истекал семидневный срок, установленный для принятия решения Конституцией.
15 мая 2012
Пока ни премьер, ни президент не назвали ни одной фамилии. Именно это вызывает недоумение у большинства экспертов. Если бы для формирования правительства требовались консультации с политическими партиями, — как это бывает в странах Западной Европы и США, где результаты выборов и фамилия главы исполнительной власти не столь предсказуемы, нежели у нас, — такой люфт между представлением и утверждением членов Кабмина был бы объясним. Но при нашем дуумвирате промедление вызывает лишь ощущение фарса.

 

Быстрые на реакцию интернет-пользователи тут же остроумно прокомментировали встречу в Кремле. Итак, анекдот дня: «Медведев представил Путину кандидатов в правительство на листочке, написанном рукой самого же Владимира Владимировича. Президент внимательно изучил кандидатуры и спросил премьера: «Сам подбирал?»

На вопрос президента о конкретных фамилиях премьер ответил так: «Состав показывать не будем». РИА «Новости» сообщает только лишь, что список кандидатов в правительство зафиксирован на листах формата А4, которые Дмитрий Медведев достал из черной папки.

Напомним, что, пока новое правительство не сформировано, все члены предыдущего продолжают свою работу с приставкой «и.о.». 14 мая Дмитрий Медведев провел серию консультаций по структуре будущего кабинета министров и отдельным кандидатам.

О том, кто покинет Белый дом, а кто останется, общественность гадает с марта. И все это время аппараты министерств и ведомств работают в аномальном режиме. Конечно, повседневные дела делаются, но какие-либо ответственные решения откладываются до момента назначения высшего начальства.

И плоды подобного безвременья страна будет пожимать еще долго: уже горят торфяники, близятся посевная и приемные экзамены в вузах, да и много чего еще. А Кремль продолжает соблюдать «правила приличия», демонстрируя самостоятельность и самодостаточность нынешнего премьера.

Ладно бы правительство в России формировалось после консультаций с прошедшими в парламент политическими партиями или у нас был бы новый глава Кабмина или президент. Так ведь нет — во властных элитах ничего, по сути, не поменялось.

Непонятно, на кого рассчитаны все официальные заявления и телерепортажи из Кремля. Народ все прекрасно осознает, журналисты и политологи тоже. Объяснить затянувшееся формирование правительства, правда, можно еще и тем, что торг среди финансово-властной элиты за министерские портфели еще продолжается. Тогда все понятно: торговля — дело сложное и требует вдумчивости.

Комментирует Евгений Минченко, политолог и политтехнолог, директор Международного института политической экспертизы

Субъектами торга за министерские посты являются не столько Путин и Медведев, сколько элитные группы, входящие в состав структуры, которую я называют «путинским политбюро». Часто ее члены не имеют формально высокого статуса, не работают в правительстве или администрации президента, но достаточно серьезно влияют на принятие решений в стране. Сегодня есть пять крупных групп и порядка 20 более мелких. В рамках торга между этими людьми и будет определяться кадровый состав правительства.

Дмитрий Медведев предложил свой вариант Кабинета министров президенту страны в самый последний день. Это и есть признак серьезной борьбы между группами за министерские портфели, которая продолжится и в будущем.

Владимир Путин не поехал на саммит «Большой восьмерки», ссылаясь на то, что должен заниматься формированием правительства. Объяснение во многом дипломатическое, но я думаю, большая доля правды в нем есть. Президент, премьер, представители элитных групп будут до последнего переставлять министерские ячеечки, утверждать конкретные фамилии.

Торг будет идти и по главам различный корпораций, как, к примеру, развития Сибири и Дальнего Востока: кто будет ею руководить и будет ли она вообще существовать. Затронет он и процессы новой приватизации.

На фоне достаточно высокого уровня протестной активности населения кто-то ожидает отставки некоторых наиболее непопулярных министров. Однако нужно понимать, что вопрос, кто в итоге возглавит то или иное министерство, какие будут фамилии, для групп не принципиален. Здесь важен общий баланс между ними.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов