Кадыров, объясняя причину перемен, заговорил о необходимости «выполнения новых задач и проблем». По его словам, для этого «нужны новые подходы и новые кадры». «Уже могу сказать, что намерен произвести структурные и кадровые изменения, которые позволят нам повысить эффективность деятельности правительства», — заявил глава Чечни.
Претенденты на освободившиеся кресла пока не названы — отправленным в отставку членам правительства поручено исполнять свои обязанности.
Отставка кабинета министров сразу же породила массу предположений и догадок. Один из бывших чиновников республиканского правительства, слова которого приводит «Коммерсант», считает, что «вся эта отставка была затеяна с целью смены главы правительства, поэтому массовой замены министров ждать не стоит. Уйдет Байсултанов». По мнению источника издания, серьезные претензии у главы Чечни были только к премьеру, но учитывая, что тот его двоюродный брат, Кадыров решил уволить все правительство, сохранив родственнику лицо.
Директор чеченского регионального Центра стратегических исследований Эдильбек Хасмагомадов считает, что основной причиной отставки правительства могла стать необходимость изменения курса развития Чечни с восстановления социальной инфраструктуры на развитие экономики. По его словам, перемены в республиканском правительстве были ожидаемыми, но «то, что сразу все правительство ушло, не ожидали. Думали, что это произойдет постепенно».
Эксперт считает, что кабинет министров отправлен в отставку в полном составе, «чтобы не создавать повода думать, что кто-то работал плохо». «Мне кажется, что отставка связана не столько с персоналиями, сколько с тем, что будут структурные изменения, существенно будет корректироваться стратегия», — утверждает он.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин предполагает, что отставка правительства Чечни не связана с внутренними разборками в республике или сменой руководства страны.
«Сейчас федеральный центр, несмотря на заявления о том, что по-прежнему будет проводить достаточно щедрую финансовую политику, все-таки намерен некоторые аспекты финансирования и часть программ пересмотреть. Возможно, даже частично свернуть. В том числе могут быть пересмотрены и программы финансирования северокавказских республик. А если финансирование и останется в полном объеме, то условием федерального центра станет усиление контроля за их расходованием со стороны Москвы. Поэтому Кадыров и демонстрирует лояльность федеральному центру», — говорит наш собеседник.
По словам Салина, отправка в отставку премьера, который находится в отпуске, «весьма показательный шаг». Эксперт убежден: «Здесь присутствует и нежелание озвучивать претензии к премьеру.
В российской бюрократической среде претензии публично озвучиваются крайне редко. Вспомним ситуацию с экс-мэром Москвы Юрием Лужковым. Его отправили в отставку с формулировкой «в связи с утратой доверия», но публично озвучивать претензии никто не стал».
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева