Когда утром во вторник с подачи газеты «Коммерсант» в СМИ пошла волна сообщений о грядущем выдвижении на мэрские выборы Михаила Прохорова, это не выглядело удивительным.
Во-первых, Прохоров уже показал, что имеет стойкие политические амбиции, которые неприятная прошлогодняя история с «Правым делом» только подстегнула. А молодому и имеющему поддержку определенной части общества политику грех не подумать об участии в имеющих стратегическое значение выборах, попробовать в условиях «управляемой демократии» как-то согласовать этот вопрос.
Во-вторых, уже в ходе парламентской и президентской кампаний стало ясно, что Москва — оппозиционный город, в котором сильны либеральные настроения. Так, 4 марта Владимир Путин получил в столице менее 50 процентов голосов, а Михаил Прохоров вырвался на второе место, опередив Геннадия Зюганова. Опять же в свете этой статистики бизнесмену грех не подумать о здании на Тверской,13. Тем более что, как ни крути, либерал Прохоров и на выборах, и даже в кресле мэра все же более приемлемый вариант для Путина, чем, допустим, Навальный.
Удивительным выглядело другое: уже в середине дня пресс-служба олигарха решительно опровергла сообщения о планах выдвигаться в мэры. Эти опровержения не сочетались с тем, что накануне в интервью «Московским новостям» его сестра и доверенное лицо Ирина Прохорова достаточно спокойно рассуждала о специфике работы мэра. Хотя госпожа Прохорова и не подтверждала информацию о предвыборных планах брата, но и не опровергала ее. И вдруг — команда «Полный назад!».
Таким образом, кандидат в мэры Москвы Михаил Прохоров в общественном восприятии просуществовал всего лишь несколько часов.
Можно рассмотреть две версии этого политического фальстарта.
Первая: Прохоров изначально не вынашивал никаких планов по своему выдвижению. В этой ситуации якобы утечка из окружения олигарха через «Коммерсант» о несуществующих планах — провокация недоброжелателей Прохорова, попытка посеять недоверие между Путиным и политизированным предпринимателем. Ведь несогласованный с Кремлем «поход на Москву» для системного политика — особо тяжкое деяние, за которое можно поплатиться чем угодно. Но тогда неясно, почему пресс-служба бизнесмена ждала несколько часов, вместо того чтобы дать опровержение сразу, как только утром появилась провокационная информация.
Версия вторая: Прохоров действительно подумывал вплотную заняться Москвой, но или вовремя не согласовал свои замыслы с центром, или согласовал их в каком-то недостаточном объеме, или с кем-то не с тем, с кем было нужно. И закономерно получил резкий предупреждающий сигнал из Кремля.
Комментирует Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России
Сергей Собянин считается одним из наиболее влиятельных глав субъектов страны, и досрочно снимать его никто не будет, несмотря даже на расширение границ столицы.
С большой долей вероятности можно сказать, что форсировать проведение выборов также не станут. У мэра Москвы была возможность перенести их на более ранний срок, но он ею не воспользовался. А значит, до дня голосования по-прежнему остается три года. Придется потерпеть.
Шансы Михаила Прохорова по электоральной доле неплохие. Во время президентских выборов за него проголосовал достаточно большой процент избирателей. Но собственный рейтинг у него был и остается низким. Предпочтение ему выказали многие недовольные нынешним положением вещей. Сейчас же мы видим, что протест заметно левеет или крайне правеет. И чем дальше, тем меньше у Прохорова будет шансов на победу.
Ему необходимо очень серьезно менять имидж, чтобы объединить протестный электорат. Для этого он должен разворачивать деятельность в Москве, вносить содержательную повестку — не выступать лишь против чего-то, а предлагать направление движения, реальные меры. Этим и отличается кандидат от лидера митингующих.
Вряд ли Михаил Прохоров выберет путь ухода влево. Если он все же пойдет на выборы мэра, то постарается достучаться до среднего класса. Не будет Прохоров делать упор и на необходимость защиты прав собственности, затрагивать макроэкономические темы. Здесь хорошо было бы сыграть на антикоррупционных инициативах, обеспечении москвичей социальными услугами, что очень актуально на фоне вступление в силу 83-го федерального закона о реформе бюджетной сферы.
Если Прохоров действительно захочет стать столичным мэром, все возможности для изменения своих позиций, риторики у него есть. Мы и сегодня знаем не того Прохорова, каким он был еще год-два назад. Так что все в его руках.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов