Бизнесмен Михаил Прохоров объявил о создании «Партии гражданской платформы»

Комментирует Леонид Гозман,

сопредседатель партии «Правое дело» с 16 ноября 2008 года по 19 сентября 2011 года

Блок юристов и беспартийного

Блок юристов и беспартийного
Михаил Прохоров все же решил доказать, что его участие в проекте «Правое дело» и президентской кампании не случайный эпизод в карьере бизнесмена. Он заявил о себе как о политике с большой партийной буквы.
4 июня 2012
«Мы начинаем с сегодняшнего дня регистрацию новой политической силы, ее названием будет «Партия гражданской платформы», — сказал Прохоров на пресс-конференции в центральном офисе Интерфакса.

 

С самого начала политической карьеры Михаила Прохорова на нем стояло клеймо «кремлевского засланца». Предпринимателя считали марионеткой властных структур, который получил задание отыграть либерала на выборной «ролевой игре». Знаменитое фото, где Прохоров, будучи выше Путина на полторы головы, ухитряется смотреть на него снизу вверх, как нельзя лучше иллюстрировало эту политологему. Но события осени 2011 года, когда бизнесмен отказался изгнать из партии борца с наркомафией Евгения Ройзмана и в результате сам был вытеснен рейдерами с поста председателя, заставили многих изменить свое отношение к нему. Все-таки принципиальность — явление в российской политике нечастое и потому особо ценимое. На выборах президента, несмотря на довольно бледные выступления в ходе дебатов, Прохоров получил солидный процент голосов, а в Москве занял второе место, причем на некоторых участках даже обошел Путина. После этого, словно испугавшись успеха, он надолго выпал из политической действительности. Известие о его готовности баллотироваться в мэры столицы и торопливый отказ спровоцировали подозрения, что статный молодой богач не совсем самостоятелен в своих словах и поступках. Новое заявление о намерении побороться за пост московского градоначальника лишь укрепило эту версию.

Взгляды на партстроительство у Михаила Прохорова весьма своеобразные. Чего стоят хотя бы слова, что, создавая партию, он не намерен в нее вступать! Конечно, в новейшей истории России имеется подобный прецедент. Речь идет о Владимире Путине и «Единой России». Но это, как вы понимаете, случай особый.

Кроме того, Прохоров не стремится вовлекать в партию широкие народные массы: новой политической организации достаточно 500 формальных членов, необходимых по только что принятому закону, чтобы «держать лицензию». Партии отводятся чисто технические функции, и состоять она будет главным образом из профессиональных юристов.

Соответственно, главная задача прохоровского партийного проекта — «позволить лидерам гражданского общества идти на выборы, потому что нынешняя политическая система не та, в которой мы бы хотели работать».

Раскритиковав политическую систему, бизнесмен помянул недобрым словом и несистемную оппозицию. «Сейчас, — считает он, — протестное движение не может выработать нужную повестку». Он обещает поддержать того, кто сформулирует «позитивную повестку», при этом оговорился, что собственной повесткой или более-менее четкой программой партия пока не располагает. Нельзя же считать программным заявлением такие слова: «Мы против революции, мы за эволюционное развитие»! Под этим лозунгом подпишутся и Геннадий Зюганов, и Владимир Путин, и Борис Немцов, и Рамзан Кадыров.

«Мы видим своей приоритетной задачей муниципальные выборы в городах «500 (тысяч) плюс». В России 14 городов-миллионников и 23 города, где население превышает полмиллиона человек. Именно там проживают наиболее деятельные люди, каркас России», — отметил Михаил Прохоров.

Сам беспартийный лидер будущей партии не исключает для себя возможности участвовать в выборах мэра Москвы в случае победы на праймериз. «Мы будем проводить праймериз, по результатам которых будут происходить выдвижения кандидатов на выборы любого муниципального образования», — сказал бизнесмен.

Комментирует Леонид Гозман, сопредседатель партии «Правое дело» с 16 ноября 2008 года по 19 сентября 2011 года

Политическое будущее партии Прохорова меня не интересует. Меня интересует то, что будет происходить в стране. А в стране есть очень острая необходимость создания на правоцентристском или демократическом фланге — это у нас синонимы — достаточно сильной организации, которая сможет представлять интересы демократически настроенных граждан. В этом смысле каждый человек, которому это интересно и важно, может внести свой вклад. Прохоров с его финансовыми ресурсами может сделать это эффективнее других.

Сам я не собираюсь вступать в его партию и, поскольку сейчас я об этом публично заявил, думаю, таких предложений не поступит.

Что касается его колебаний по поводу поста мэра столицы, то я считаю, что этот вопрос лучше адресовать Михаилу Дмитриевичу. Будучи профессиональным психологом, я не оцениваю поведение других людей, поскольку считаю это неправильным и бестактным.

 

Материал подготовили: Владислав Полянский, Александр Газов