Минфин корректирует лозунг «Хватит кормить Кавказ» на «Будем кормить Кавказ так же, как и всю РФ»

Комментирует Алексей Титков,

политолог Высшей школы экономики, эксперт по вопросам государственной региональной политики

Кадырова посадят на кремлевскую диету

Кадырова посадят на кремлевскую диету
Министерство финансов решило уравнять Чечню с другими регионами, изменив принцип ее финансирования. В самой республике к таким изменениям явно не готовы.
26 июня 2012
Решение может быть принято во второй половине 2012 года. Сроки перехода Чечни на общий порядок финансирования Минфин предложил рассмотреть в рамках работы правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Эксперты не исключают, что в случае, если данная инициатива будет одобрена Кремлем, ситуация в Чечне резко дестабилизируется — причем искусственно.

 

В ходе «прямой линии» 15 декабря 2011 года тогда еще премьер-министр Владимир Путин заявил, что финансировать Северный Кавказ необходимо для того, чтобы в российских городах было меньше приезжих. Он мотивировал это тем, что материальная поддержка способствует тому, что люди могут реализовывать себя, не покидая пределов региона.

В первых числах января этого года обозреватель «Особой буквы» летела из Москвы в Гавану. Соседями по самолету оказалась группа молодых людей, человек 20—25. За долгий трансатлантический перелет выяснилось, что это чеченцы из Грозного, работники прокуратуры, которым, по их словам, государство оплатило (!) вояж на Кубу на две недели. На вопрос «И откуда у вашего правительства такие деньги?» путешественники отвечать не стали. Настроены они были крайне благодушно, громко, на весь салон, рассказывая, каким современным и красивым городом стала столица Чечни. Надо было видеть, как затихли остальные пассажиры самолета, купившие, надо полагать, очень недешевые билеты за собственные деньги, слушая, как заботится об отдыхе на Карибах земляков чеченская власть. Кстати, в отличие от своих земляков в Москве, ведущих себя, прямо скажем, не вполне в европейском духе, эти молодые люди были крайне вежливыми и воспитанными.

В принципе, этой маленькой историей можно было бы ограничить комментарий о том, надо ли отменять существующие сейчас принципы финансирования Чеченской Республике. Очевидно, что данный вопрос давно назрел и перезрел. Но, похоже, на проблему наконец-то обратили внимание.

Ведомство Антона Силуанова подкорректировало лозунг «Хватит кормить Кавказ!» на «Будем кормить Кавказ так же, как всех остальных». Как пишут «Известия», Минфину очень хотелось бы принять решение по Чечне уже во втором полугодии 2012 года.

Сейчас Чеченская Республика на особом (в прямом смысле этого слова) счету. То есть средства выделяются федеральным центром под конкретные объекты. В остальных регионах страны объем финансирования рассчитывается по общей формуле, учитывающей их доходы и расходы.

Прямой порядок финансирования Чечни действует с 2000 года. Тогда это выглядело разумным: нужно было срочно восстанавливать инфраструктуру региона, разрушенную за две войны. Но сегодня ситуация принципиально иная. Грозный, например, по утверждению очевидцев, полностью отстроен, это город дворцов и фонтанов. На праздники туда приезжают звезды мировой эстрады, футбольный «Терек» играет на отличном стадионе.

Президент республики Рамзан Кадыров, правда, утверждает, что деньги ему дает Аллах. Но, посмотрев на бюджет России, становится ясно, что кроме небесного финансирования в Чечню идут огромные средства откуда-то еще. Многие граждане считают деньги, льющиеся на республику, своего рода платой за мир на Кавказе, за то, что все последние теракты были связаны не с этим регионом, а с нищим Дагестаном.

В итоге за более чем 10 лет в Чечне выросло целое поколение, привыкшее к сытой жизни. Посмотрите, на каких машинах ездят по Москве чеченские студенты-бюджетники, обучающиеся в столице бесплатно по специальным квотам.

Сейчас, конечно, в СМИ появятся предупреждения о том, что в случае ограничения финансирования произойдет дестабилизация ситуации в этой республике, которая чревата терактами и всплеском бандитизма. Но думается, что ничего страшного не случится: вряд ли почувствовавшая вкус к хорошей жизни чеченская молодежь готова уйти в леса и вместо айпада взять в руки автомат.

Конечно, чеченские власти уже говорят о том, что предложение Минфина несвоевременно. «Если перейти на общие принципы финансирования сейчас, это только усложнит ситуацию», — сказал депутат Госдумы и бывший министр Чеченской Республики Шамсаил Саралиев.

«Правительство республики, наоборот, предлагает расширить возможности прямого финансирования — применять в отношении не только социальных объектов, как сейчас, но также в отношении экономических. Результат подобного подхода — снижение самостоятельности органов власти республики, поскольку то, как использовать средства, определяют федеральные структуры», — говорит завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Гайдара Владимир Назаров. «К тому же расходуется при таком подходе значительно больше ресурсов, чем если бы местные власти сами выбирали наиболее приоритетные объекты», — пишут «Известия».

Что можно точно гарантировать — так это положительную реакцию всех остальных жителей страны. Думается, что сейчас для Чечни исправление репутации не менее важно, чем финансы. Ведь если убрать столь раздражающий граждан фактор денежного неравенства остальной России и Чеченской Республики, то градус межнационального напряжение начнет потихоньку спадать.

Комментирует Алексей Титков, политолог Высшей школы экономики, эксперт по вопросам государственной региональной политики

Если даже подобное решение об изменении порядка финансирования Чечни будет Минфином продавлено, власти найдут другой способ сохранить существующее положение дел. Политическое руководство республики и всей страны заинтересовано в том, чтобы эту проблему сейчас не обострять.

Ситуация на самом деле типичная. В течение последних двух десятилетий она воспроизводилась уже несколько раз: Минфин выступал за более прозрачные, формальные отношения со всеми без исключения регионами, а сами регионы с согласия президента или главы правительства находили варианты оставить все по-старому.

Один из ярких примеров — Татарстан. После того как был ликвидирован особый порядок налогообложения этой республики, отняты налоговые льготы, на сумму, аналогичную потерям, была объявлена федеральная программа развития Татарстана. Позже к ней добавилась программа подготовки Казани к тысячелетию, внезапно установленному местными историками.

Такие же способы наверстать потери найдут и в Чечне. В правительстве всегда несколько рук: одна отнимает, другая дает взамен.

Руководители северокавказских республик постоянно намекают центру на то, что регион у них сложный, существует социальная напряженность, радикальные группировки, которые, к сожалению, пользуются кое-где поддержкой. И если финансирование прекратится, все проблемы выйдут наружу, а ответственность за случившееся будет нести именно федеральная власть. Такой мягкий шантаж, который, однако, до сих пор имел свое действие. Средства выделяются фактически не исходя из экономической целесообразности, а чтобы данные территории были спокойными.

Единственное, что центр здесь может сделать, — как-то ужесточить контроль за выделяемыми деньгами. Но пока и здесь больших успехов никто не добился.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов