Необъяснимое упорство властей по отношению к Pussy Riot рождает конспирологические трактовки

Фемида закрыла глаза на «надежный источник»

Фемида закрыла глаза на «надежный источник»
Мосгорсуд подтвердил обоснованность ареста девушек из Pussy Riot, несмотря на заверения «самого надежного источника» об их скором освобождении.
10 июля 2012
В понедельник в Московском городском суде рассматривалась жалоба защиты участниц группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой, Екатерины Самуцевич и Марии Алехиной, которые просили изменить им меру пресечения. Девушки находятся в СИЗО с марта, а Таганский райсуд Москвы несколько раз продлевал им сроки ареста, в последний раз, 20 июня, — до 24 июля.

Обнадеживающий прогноз адвоката одной из «пусек» Николая Полозова, который, ссылаясь на «самый надежный источник», сообщил в минувшие выходные, что в понедельник вопрос об освобождении девушек из-под стражи «будет решен положительно», не оправдался. «Будут сидеть», — сказал Мосгорсуд.

Вообще-то прогноз Полозова выглядел довольно правдоподобно. Казалось бы, что может быть проще: отпустить активисток под подписку о невыезде, что сразу снизило бы драматический накал всей этой истории и интерес прессы и общественности к самому суду. Тем более в кабинетах СКР зреет новый, куда более масштабный политический процесс — по событиям 6 мая, и оптимальнее было бы снизить градус общественного накала, не устраивать сразу два одиозных судилища одновременно.

Но, по всей видимости, где-то в верхах влиятельные люди заинтересованы в том, чтобы участницы панк-группы продолжали сидеть. Это плохо объяснимое с точки зрения политической логики упорство порождает многочисленные сложные и почти конспирологические трактовки.

Павел Салин считает, что дело Pussy Riot носит политическую окраску. При этом эксперт выдвигает весьма неординарную версию произошедшего.

«Насколько я понимаю, эта группа — политтехнологический проект. И их выходка в храме Христа Спасителя обусловлена не какой-то потребностью в творческой самореализации, а это была, на мой взгляд, самая настоящая политическая акция, целью которой было показать уродливое лицо главенствующего либерализма, который не уважает чувства верующих. Эта акция должна была стать толчком и символом сплочения народа вокруг власти и православной церкви», — говорит он, подчеркивая, что этого не произошло.

По его мнению, политическая конъюнктура изменилась и исполнительниц попросту сдали, а потом ситуация просто вышла из-под контроля тех, кто планировал эту акцию. «Началась война уже против православной церкви, а церковь вынуждена была отвечать», — предполагает он.

При этом он считает, что в результате это дело «стало спусковым крючком в войне против РПЦ. Мы видим, всплыла история с часами Патриарха, с его квартирой», напоминает он.

В то же время он объясняет и заинтересованность власти в этой скандальной истории. «Если смотреть данные соцопросов, то православная церковь как неполитический институт пользуется большим уважением. И его дискредитация выбивает почву из-под ног власти, потому что если политическая ситуация будет развиваться по негативному сценарию, а церковь будет дискредитирована, то власти будет не на что опираться», — полагает он.

При этом эксперт считает, что следствие заинтересовано в том, чтобы участницы группы остались под арестом. «Существует опасения, что, находясь не под арестом, они будут проводить какие-либо акции в свою поддержку. Сила этих девушек и политтехнологов, которые стоят за ними, именно в креативе. Они, наверное, смогут проводить какие-либо креативные акции в свою поддержку, которые не будут подпадать под действие законодательства и их нельзя будет запретить. Очень серьезно будут бить по аргументам следствия, поэтому их предпочитают держать на коротком поводке», — рассуждает Салин.

По его мнению, история с выступлением Pussy Riot в храме Христа Спасителя стала причиной раздора очень многих влиятельных групп во власти. Одна часть элиты настаивает на том, что нужно использовать не только кнут, но и пряник. И в таком случае рассматривать произошедшее не как преступление, а как административное правонарушение, говорит политолог. В то же время, по его мнению, есть сторонники жесткой линии, которые настаивают на том, что нужно максимально держать, давить и не пущать. Эта позиция пока доминирует.

«Если бы сейчас приговор выносился, то девушки получили бы либо максимальные, либо близкие к ним сроки», — считает Салин. В качестве подтверждения своих слов он напоминает о том, что были сокращены сроки ознакомления с материалами дела.

По его мнению, сторонники жесткой линии понимают, что их доминирование не является абсолютным. «Если осенью страну захлестнет более серьезной протестной волной, а предпосылки для этого имеются, то позиции сторонников жесткой линии ослабнут. Власть в лице Путина начнет опять использовать не только кнут, но и пряник, как она делала в декабре-январе», — прогнозирует наш собеседник и предполагает, что тогда власть пойдет на уступки по непринципиальным для нее позициям, в том числе и по делу Pussy Riot.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов