Гражданская война в Сирии: последствия кровавого теракта в Дамаске

Татьяна РЯЗАНОВА,

«Особая буква»

Оппозиция снесла сирийскую верхушку взрывом

Оппозиция снесла сирийскую верхушку взрывом
Мятежники одним террористическим ударом почти обезглавили сирийскую силовую элиту. Однако говорить о переломе в гражданской войне пока рано: опасаясь ответного карающего удара властей, командование повстанцев отводит свои отряды из Дамаска.
19 июля 2012
Все больше накаляется ситуация вокруг Сирии. Запад настаивает на принятии жесткой резолюции в Совете Безопасности ООН, а Россия и Китай заняли глухую оборону и грозят наложить вето на документ. Тем временем в самой Сирии произошел крупный теракт, во время которого погиб министр внутренних дел страны Мухаммед Ибрагим аш-Шаар.

В среду мировое сообщество было потрясено беспрецедентным терактом, который произошел в Дамаске в здании Службы национальной безопасности во время встречи министров силового блока и ряда руководителей секретных служб. В результате были убиты несколько высокопоставленных силовиков и родственников Башара Асада. В частности, сразу же пришло сообщение о том, что убит министр обороны Сирии Дауд Раджиха, позже государственное телевидение рассказало, что от ран скончался ближайший помощник Башара Асада — генерал Хасан Туркмани. А вечером СМИ информировали о смерти и министра внутренних дел Мухаммеда Ибрагим аш-Шаар, правда, позднее официальные сирийские власти опровергли сообщение о гибели главы МВД — он ранен и находится в военном госпитале.

По некоторым данным, взрывное устройство привел в действие террорист-смертник, работавший телохранителем, отвечавший за безопасность ближайших соратников Асада.

Тем временем спецпосланник ООН и ЛАГ Кофи Аннан призвал перенести голосование по проекту резолюции по Сирии в Совете Безопасности ООН. В свою очередь, в российском внешнеполитическом ведомстве в очередной раз подтвердили, что не намерены менять свою «принципиальную» позицию по проекту этой резолюции.

Замглавы МИД РФ Михаил Богданов подчеркнул, что РФ не поддержит в СБ ООН резолюцию по Сирии в случае упоминания в ней 7-й главы Устава ООН.

«Если бы наши западные партнеры объяснили, как они мыслят использовать эту ссылку на главу седьмую против тех, кто совершает теракты, мы были бы признательны за такие пояснения», — достаточно резко высказался господин Богданов.

Такого же мнения придерживается и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, который объявил, что во время ожесточенных боев в Сирии ни о какой резолюции с санкциями речи быть не может. «Сейчас объявлена операция «Дамасский вулкан», «Битва за столицу», «Решающий бой», и на этом фоне принимать резолюцию, которая будет в одностороннем порядке запрещать что-то правительству, — это прямая поддержка какого-то революционного движения», — заявил министр.

Напомним, что проект резолюции говорит о применении в отношении Дамаска мер в соответствии с главой 7 Устава ООН, предусматривающей жесткие экономические санкции и, если понадобится, военные действия против страны, угрожающей безопасности в мире.

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский считает, что взрывы в Дамаске стали началом охоты на президента Сирии и его ближайшее окружение. По его мнению, заказчиками этой акции могли быть Катар и Саудовская Аравия.

При этом никаких проблем нет в том, чтобы США проигнорировали протесты России в Совбезе ООН, убежден Сатановский. «В Ираке воевали без резолюции Совбеза», — напоминает он.

Научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид Гафуров, наоборот, в анализе сложившейся ситуации в Сирии делает акцент на том, что страна возвращается к нормальной жизни, хотя ей и предстоит решить много трудных проблем. Никакой критической ситуации в Дамаске Гафуров не наблюдает.

«Дамаск совершенно спокойный город. У них нормальная жизнь, люди работают, дети в школу ходят, на улицах асфальт меняют. Но время от времени случаются террористические атаки», — говорит он и рассказывает историю о том, что его поразило во время встречи с вице-президентом страны.

По его словам, этот прием проводился в «стеклянном ресторане», который был на одной из улиц Дамаска. И никакой охраны не было, за исключением четырех охранников на входе в заведение:

«Когда я был в Сирии, у меня сложилось впечатление, что они недостаточно внимания уделяют вопросам безопасности, особенно в части личной безопасности представителей власти. Например, министр едет в машине один с водителем и становится легкой целью. На фоне действий российского ФСО нас это шокировало».

При этом, несмотря на трагичность ситуации и гибель людей, Гафуров видит и определенные плюсы в активизации противников режима Башара Асада. Эксперт убежден, что со временем сами террористические атаки, в силу того что в Сирии есть тесные родственные и религиозные связи, будут сильнее сплачивать население вокруг президента страны.

«Асад становится не диктатором, а новым символом единства», — рассуждает наш собеседник. При этом, по его мнению, группа людей, которая выступает против Асада, постепенно становится маргинальной. И этот процесс ускоряется с каждым новым терактом, поскольку в Сирии уже практически в каждой семье есть родственники или знакомые, которые погибли от рук мятежников.

«Произошедшие взрывы, если можно так выразиться, — это как загноившиеся раны прорываются. Все убедились, что эти люди убивают, устраивают взрывы, а не агитируют. В целом дело повстанцев проиграно, потому что когда ты вместо того чтобы вести агитацию, пропаганду, начинаешь взрывать машины на улицах, то ты практически расписываешься в своем поражении», — считает Гафуров.

Он также отмечает, что сейчас властям Сирии нужно решить экономические проблемы, и прежде всего в области занятости, которые косвенно влияют и на движение мятежников.

«В стране практически полностью прекратился туризм, а он был очень важным сектором экономики», — напоминает востоковед. Отсутствие работы для населения создает реальную угрозу стране, поскольку завербовать на сторону мятежников безработного человека гораздо проще.

Собеседник «Особой буквы» также рассказывает и про оппозиционное движение в стране. По его словам, в Дамаске фактически каждую неделю по пятницам-субботам проходят антиправительственные демонстрации. «Но они совершенно нормально проходят: люди выходят, высказывают свои требования, правительство прислушивается», — говорит Гафуров. Сторонники же власти устраивают контрдемонстрации, которые получаются гораздо более многочисленными по сравнению с выступлениями оппозиции — «это нормальный политический процесс».

Саид Гафуров ждет, что дипломатическая игра по поводу резолюции по Сирии в Совбезе ООН продолжится:

«Россия выступает за проведение свободных, демократических выборов. В этой ситуации мы не договариваем, но все прекрасно понимают, что Башар Асад победит безусловно уже в первом туре, думаю, что он как минимум 65 процентов голосов получит. Потому что у него нет ни одного достойного противника, да и население сплотилось вокруг него».

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Роман Попков