Несистемные «питерские»: интервью с лидерами оппозиции Северной столицы

Павел САВИНКИН,

лидер петербургского отделения партии «Демократический выбор»

Питер в плане оппозиционной деятельности — практически чистое поле

Питер в плане оппозиционной деятельности — практически чистое поле
Петербург является достаточно аполитичным городом. В Москве же люди, как говорится, живут постоянно «на взводе». Этим и объясняется, что в Северной столице начавшиеся зимой акции протеста не нашли широкой поддержки граждан.
7 августа 2012
«Колыбель революции» в конце 90-х годов XX века стала колыбелью нынешнего правящего режима. Выходцы из Санкт-Петербурга осели в столице, прочно заняв высшие государственные посты. Московские чиновники и журналисты пренебрежительно называют их «питерскими». Но есть ведь и другие «питерские» — местные оппозиционеры и политические активисты, снискавшие славу непримиримых борцов с властью. В Первопрестольной их не замечают, хотя, по мнению многих, несогласные с берегов Невы заслужили уважения и внимания к себе. О том, чем живет и дышит оппозиция Северной столицы, наша серия интервью.

 

Прежде мы уже беседовали с основателем «Движения сопротивления имени Петра Алексеева» (ДСПА) Дмитрием Жваниясопредседателем петербургского отделения «Партии народной свободы» (ПАРНАС) Андреем Пивоваровым, а также одним из изобретателей «сталинобуса» Алексеем Рерихом.

— Павел, расскажите: как вы пришли в политику? Вы, что называется, активизировались накануне выборов в Госдуму или ваш политический путь начался раньше?

Мой политический путь начался гораздо раньше. Еще будучи подростком, в середине 90-х я с огромным интересом смотрел по телевидению различные политические передачи, дебаты и обсуждения. И уже в то время понял, что хочу заниматься политикой. Причем успешно ей заниматься и двигать нашу страну в сторону развитого общества наподобие европейского и американского. К слову сказать, в последнее время не без участия властей слово «политика» приобрело слегка негативный оттенок, а в то время с этим словом ассоциировалось что-то новое, светлое, передовое и прогрессивное.

К концу 90-х мои политические взгляды четко сформировались, и из всех политических сил, существовавших в то время, наиболее близок мне оказался «Союз правых сил». Как только мне исполнилось 18 лет, я пришел в эту партию и стал ее активным членом. К сожалению, спустя год она потеряла членство в Госдуме. Да и вообще, для политической деятельности в России настали смутные времена. Поэтому где-то в 2004 году я отошел от какой-то активной деятельности.

Но полтора года назад, в самом начале 2011-го, я почувствовал, что в обществе с огромной скоростью нарастает недовольство текущей политической и экономической ситуацией в стране. Люди опять стали интересоваться политикой и понимать, что тот курс, которым идет Россия, не является единственно правильным. Именно в этот момент состоялся мой второй приход в политику и я присоединился ко вновь создаваемой оппозиции.

— Вы успешный, молодой бизнесмен. Как вы думаете, почему люди вроде вас идут в оппозиционную политику? Вы построили хорошую карьеру, и, скорее всего, у вас нет материальных претензий к власти. Если так, то в чем суть вашего несогласия с нынешним режимом?

Возможно, это звучит странно, но материальные претензии как раз есть. Российское общество в целом в 2000-е стало богаче не благодаря, а вопреки действиям властей! Да, в начале 2000-х было принято несколько основополагающих законов, которые помогли нашему развитию. Но в целом в первое десятилетие ХХI века мы упустили очень многое. Мы могли бы стать наравне с Китаем одной из самых быстроразвивающихся стран мира! Реальное благосостояние и уровень жизни в стране мог бы вырасти не в полтора-два раза, а в 10 раз!

Вспомните, в начале 2000-х кто-то обещал нам, что через несколько лет по уровню ВВП на душу населения мы догоним и перегоним Португалию. Где эти обещания сейчас? В начале 2000-х почти у всех был оптимизм по поводу будущего страны, все считали, что с каждым годом наша страна будет жить лучше и лучше — и вскоре мы заживем как в США и Западной Европе.

А что сейчас? Оптимизм пропал. Уже мало кто реально верит в быстрое развитие России. Все думающие люди понимают, что мы впали в стагнацию, в застой и ничего коренным образом в ближайшем будущем в нашей стране не изменится, не будем мы жить как в Европе…

А уровень удовлетворенности жизнью? По исследованиям, РФ находятся на одном из последних мест на планете в рейтинге стран по тому, насколько граждане удовлетворены жизнью. Что, как не этот факт, говорит о том, что у нас все плохо!

В связи со всем этим я как человек образованный и думающий не могу сидеть сложа руки и смотреть, как наша страна превращается в болото. Мне и миллионам таких же молодых людей, как я, не наплевать на наше будущее.

— Вы известны в Москве как председатель петербургского отделения партии «Демократический выбор». У питерского «Демвыбора» есть какая-то своя, местная повестка? Иными словами: вы выполняете некие указания столичного руководства или же у региональных представительств партии есть свобода действий?

У нас нет каких-то четких указаний из Москвы о том, что нам делать. В настоящий момент партия проходит процесс регистрации и все основные усилия сосредоточены на этом. У региональных представительств партии есть свобода действий.

Наша главная политическая задача в Санкт-Петербурге — победа на следующих выборах в Законодательное собрание, которые состоятся через четыре с половиной года. В качестве этапа на пути к этой задаче мы рассматриваем успешное участие в ближайших муниципальных выборах.

У нас есть четкое понимание того, каким мы хотим сделать Петербург после того, как придем к власти, — по-настоящему развитой европейской столицей, городом, в котором будет комфортно и жителям, и бизнесу, и туристам! В настоящий момент мы разрабатываем программу действий, за счет которых наш город сможет стать таким, каким мы его видим в будущем.

До следующих крупных выборов у нас есть время, и нам некуда спешить. Я считаю, что не стоит суетиться и пытаться на чем-то распиарить себя прямо сейчас. Лучше мы основательно подготовим конструктивную программу действий и озвучим ее тогда, когда она будет окончательно готова.

— Когда в Петербурге появилось отделение «Демвыбора» и что вы успели сделать за отчетный период? 

Отделение «Демвыбора» как общественной организации появилось в Петербурге полтора года назад. Так как организация у нас новая, созданная «с чистого лица», небольшая и не имела какого-либо крупного финансирования, то мы сосредотачивались на точечных задачах — сначала активно участвовали в создании коалиции «ПАРНАС», но после выхода из нее принимали активное участие в избирательных кампаниях 2011–2012 годов. Организовывали наблюдение на выборах (включая подготовку наблюдателей), издали свою первую газету, организовали митинг «За честные выборы» в преддверии выборов в Госдуму.

Но самое главное — у всех нас есть понимание, что мы работаем на перспективу, на будущее. Поэтому у нас нет задачи «выжать» что-то прямо сейчас. Мы здраво оцениваем наши силы и обстановку в стране, поэтому не суетимся и планомерно строим новую демократическую партию европейской направленности. Мы уверены, что именно такой подход является правильным.

— Какова численность петербургского отделения «Демвыбора»? Средний возраст членов партии?

Численность нашего отделения пока небольшая — всего 30 человек. Но у нас и не стоит задачи ее активно увеличивать. Нам не нужны «мертвые души». Нам нужны люди, разделяющие наше мировоззрение и цели, готовые присоединиться к нашей команде, чтобы принимать активное участие в политической деятельности.

Средний возраст наших членов — 26–29 лет. Конечно же, в нашей команде есть как очень молодые ребята-студенты, так и люди пенсионного возраста.

— Вы, насколько мне известно, принимали участие в выборах в питерский ЗакС. Расскажите об этом подробнее.

Да, я баллотировался в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга на выборах, прошедших в декабре 2011 года. Шел я по спискам партии «Яблоко» в одном из округов на севере Питера. К сожалению, мне не хватило всего нескольких процентов для попадания в городской парламент. Тем не менее это был отличный опыт, который мы сможем использовать в «Демократическом выборе» в будущем.

Буду ли я в дальнейшем выдвигать свою кандидатуру на выборах, пока не известно. Все зависит от обстоятельств, которые перед этими выборами сложатся. Все-таки я пока непрофессиональный политик. У меня есть работа и бизнес, которыми я занимаюсь. Поэтому принимать решение об участии в следующих выборах я буду ближе к их проведению.

— Петербургский «Демвыбор» участвовал в серии митингов «За честные выборы»?

Если имеются ввиду митинги, прокатившиеся по стране после нечестных выборов, то официальная позиция «Демвыбора» заключалась в том, что каждый член партии волен сам выбирать, участвовать ему в митингах или нет. Лично я посетил несколько митингов в Москве и Петербурге.

Но если говорить о митингах в целом, то позиция «Демократического выбора» заключается в том, что митинги — это не тот инструмент, за счет которого конструктивные силы приходят во власть. Мы собираемся предлагать свою программу действий и побеждать на выборах. Именно поэтому организация и участие в митингах не являются главным направлением деятельности нашей организации.

— Традиционный вопрос, который мы задаем всем героям рубрики «несистемные питерские». Почему явка на митинги в Петербурге была в разы ниже московской?

Пожив и в Петербурге, и в Москве, могу признать, что в целом Петербург является более аполитичным, чем Москва. Исторически в Петербурге люди более уравновешенны и спокойны. В Москве же люди, как говорится, «на взводе». Кроме того, в Москве больше молодых офисных сотрудников с активной жизненной позицией — именно они в основном и пришли на митинги.

Также важным фактором является то, что в Москве более ясно видны проблемы, которые породил текущий режим: огромная коррупция, сильнейшее расслоение общества, произвол и наглость милиции и других силовых структур, чрезмерные привилегии чиновникам (люксовые автомобили за бюджетные деньги, мигалки, перекрытие улиц на длительное время в целях беспрепятственного проезда первых лиц государства). Все это вызывает у людей ненависть и агрессию к текущей власти, против которой они и вышли на улицу.

Еще одним важным фактором является наличие в Москве так называемых лидеров оппозиции и, соответственно, отсутствие их в Петербурге. В нашем городе вообще, я считаю, на данный момент в плане оппозиционной деятельности практически чистое поле.

 

Материал подготовили: Дмитрий Кириллов, Александр Газов