Государственный обвинитель в ходе заседания, состоявшегося во вторник, предложил частично удовлетворить ходатайство стороны защиты и снизить срок до 11 лет трех месяцев.
Короткий судебный процесс прошел в штатном режиме, не отметившись почти никакими скандалами. Разве что судья выразил недовольство тем, как освещали дело газеты «Вельск-ИНФО» и «Вельская неделя», и сказал, что в отношении них будет возбуждено административное дело, но сути своих претензий не уточнил.
В среду суд принял решение, лежащее посередине между запросами защиты и прокуратуры, постановив снизить срок на три года и четыре месяца. Соответственно, Платон Лебедев должен выйти на свободу через шесть месяцев и 24 дня — 2 марта 2013 года.
«Огромный прогресс! Ясно, что голубые это будут оспаривать, но все равно — огромная победа здравого смысла над мракобесием в наших «судах». «Будем надеяться, что Михаилу Борисовичу тоже снизят аналогично (хотя возможно и чуть поменьше — все же Платон Леонидович в этом деле не главный объект репрессий). А добиваться реабилитации можно будет уже на свободе», — пишут посетители сайта khodorkovsky.ru.
Комментируя решение суда, адвокат Платона Лебедева Владимир Краснов охарактеризовал решение как «частичную победу». «Мы считаем, считали и будем считать, что Платон Леонидович не должен был находиться в неволе ни одного дня», — напомнил он.
Краснов сказал, что, получив копию судебного решения, он немедленно отправиться к своему клиенту, чтобы обсудить с ним дальнейшие действия.
«Исходя из моей позиции, из того, как мы услышали это решение — есть правовые основания для дальнейшей борьбы за немедленный выход Лебедева на свободу. Будет ли это сочтено необходимым — зависит от самого Платона Лебедева», — подчеркнул он.
«Дело ЮКОСа» относится к числу самых известных уголовных процессов современной России. Для одних Ходорковский и Ледебев — невинно осужденные предприниматели, жертвы экспроприации. Для других — ворюги-олигархи из «лихих 90-х», которых взяли за жабры доблестные чекисты. Впрочем, этих «других» с каждым годом становится все меньше. А большинство тех, кто публично радуется по поводу «посадки» руководителей ЮКОСа, делают это за зарплату.
Следившие за процессом над руководителями ЮКОСа отмечали многочисленные процессуальные нарушения и явно предвзятую позицию суда (вообще-то практически все следственно-судебные процедуры в России проходят с нарушениями, просто большинство оказывается неизвестно широкой публике). По общему мнению, второе «дело Ходорковского — Лебедева» является еще более искусственным, чем первое, так как Хамовнический суд в 2010 году осудил предпринимателей фактически по тем же эпизодам, по которым их осудил в 2005 году Мещанский суд, попутно придумав кражу ими нефти в непомерных размерах у самих себя.
В целом позицию судебных органов по «делу ЮКОСа», как в России, так и за рубежом, нельзя назвать односторонней. Так, после второго «дела ЮКОСа» судебная коллегия Мосгорсуда сократила Ходорковскому и Лебедеву суммарный срок заключения на один год, оставив 13 лет каждому. Гуманность нашей Фемиды безгранична! А недавно Верховный суд принял и вовсе сенсационное решение. Глава ВС РФ Вячеслав Лебедев вынес определение, в котором поддержал доводы защиты, излагаемые в надзорных жалобах, и указал на необходимость проверки приговоров 2005 и 2010 годов.
Неоднозначной была и позиция европейских судов. Так, в июле 2012 года арбитражный институт торговой палаты Стокгольма вынес решение в пользу испанских инвесторов ЮКОСа и обязал российское правительство выплатить компенсацию. ЕСПЧ признал вину российских властей в уничтожении нефтяной компании «ЮКОС», однако отказался признать дело политически мотивированным.
Между тем защитники Михаила Ходорковского и Платона Лебедева небезосновательно настаивают на политической подоплеке дела. По распространенному в обществе мнению, которое не слишком старательно опровергают провластные публицисты, Владимир Путин считает Ходорковского и в меньшей степени Лебедева своими личными врагами. Для западного человека словосочетание «личный враг Папы» значит совсем не то, что для российского гражданина, пережившего 90-е. Владимир Владимирович тоже пережил 90-е, пусть и более успешно, чем большинство, и он, похоже, усвоил методы и стиль эпохи: мстить врагам так, чтобы своим страшно было. Давно стало общим местом, что, пока Путин у власти, Ходорковскому свободы не видать. Да и Лебедеву, пусть он и идет как бы «номером вторым», не следует тешиться надеждами.
И вдруг такая неожиданность!
«Это действительно довольно заметное изменение пейзажа, беспрецедентное, — признал писатель-сатирик Виктор Шендерович. — Пока у меня нет объяснений, кроме человеческого фактора. Как мы знаем из «Штирлица», иногда немецкий солдат вступается за женщину с ребенком, а иногда российский суд выносит справедливое решение».
Шендерович, однако, опасается, что решение может быть обжаловано и отменено. «А потом Лебедев «нарушит» что-нибудь в камере… Посмотрим», — философски заключил он.
Неожиданное снисхождение, оказанное Платону Лебедеву, дает обильную пищу для конспирологических размышлений. Сейчас близится к завершению процесс над Pussy Riot, и большинство склоняется к тому, что приговор будет обвинительный и достаточно жесткий. Следственный комитет в поте лица ищет новых жертв, которых можно арестовать за «беспорядки» 6 мая на Болотной площади. Алексей Навальный дает подписки о невыезде…
Независимый суд — явление столь же не сообразующееся с российской действительностью, как девушка, ведущая в поводу единорога. И только профессиональный юморист может всерьез говорить о «человеческом факторе» и случайно вынесенном справедливом решении. Не пытается ли власть в данном случае кинуть кость общественности, продемонстрировать свой якобы гуманизм в отношении Лебедева перед тем, как обрушить всю мощь карательной машины на других политзаключенных?
«Это предположение лежит на поверхности, — рассуждает Денис Билунов, член политсовета «Солидарности» и один из основателей «Партии 5 декабря». — Для того чтобы балансировать и каким-то образом пытаться компенсировать свою жесткость в отношении последних политзаключенных, власть может дать поблажку тем, кто не так опасен, как они думают. Хотя я не думаю, что Платон Лебедев или Михаил Ходорковский, выйдя на свободу, не будут политически активны. Напротив, я уверен, что они будут принимать самое активное участие в политической жизни».
Впрочем, Билунов не преминул отметить, что «кремлинология — это гадание на кофейной гуще: мы не знаем, какие процессы там на самом деле происходят под ковром, за закрытыми дверями».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов