Эквадор подтвердил, что предоставит Ассанжу политическое убежище.
«Правительство рассмотрело все факты и аргументы, представленные Ассанжем. Он может быть жертвой политического преследования», — цитирует РИА «Новости» слова министра иностранных дел Эквадора Рикардо Патиньо.
Основатель скандального сайта Wikileaks скрывается от правосудия в посольстве Эквадора в Великобритании уже около недели. Британцы начали процесс экстрадиции Ассанжа в Швецию, ему уже передана повестка с требованием явиться в полицию, но тот ее проигнорировал.
«Если меня экстрадируют в Швецию, власти этой страны выдадут меня США. В Америке мне грозит судебное преследование за публикацию секретных документов Госдепа на сайте Wikileaks. За шпионаж в США мне может грозить смертная казнь», — полагает Джулиан Ассанж.
В среду английские власти выступили с серьезным предупреждением эквадорцам. Они заявили о намерении взять штурмом посольство страны в Лондоне в том случае, если Ассанж не будет им выдан. При этом британцы сослались на нормы национального закона, который позволяет им вторгаться в иностранное посольство, то есть на территорию суверенного государства. Согласно же дипломатическим нормам, здание представительства можно лишить посольского статуса лишь в том случае, если сотрудники используют его не по назначению.
В свою очередь посол Эквадора в Соединенном Королевстве Риккардо Патиньо дал понять, что угрозы «отвергнуты в самых резких выражения», а его страна «не является британской колонией» и потому не намерена ей подчиняться.
Тем не менее Эквадору отмерен недельный срок до возможного штурма. Официальный представитель британского МИД рассказал журналистам, что согласно установленным правилам полицейские должны объявить посольству о готовящейся спецоперации минимум за семь дней. То есть проникнуть на эквадорскую территорию англичане смогут не ранее следующего четверга.
Доктор исторических наук, профессор МГИМО Валерий Соловей полагает, что никто вторгаться на территорию Эквадора не станет, а подобные заявления властей Великобритании являются лишь попыткой запугивания. Ведь Ассанжу не удастся покинуть Англию — британцы просто не позволят вывезти его.
«Были случаи, когда люди по многу лет жили в посольствах, не имея возможности их покинуть. Можно попытаться вывезти Ассанжа на машине в аэропорт, но надо еще суметь и вылететь с туманного Альбиона», — указывает эксперт.
Отвечая на вопрос, что произойдет, если Великобритания все-таки исполнит свою угрозу штурма, профессор подчеркивает, что «не решился бы назвать штурм посольства официальным объявлением войны, хотя вторжение любых сил безопасности на территорию посольства, которая в данном случае является территорией суверенного государства Эквадор, нарушает все международные нормы».
«Если вторжение произойдет, то это приведет к резкому ухудшению отношений между Эквадором и Великобританией, но поскольку экономические и политические связи между ними и так мизерные, то никаких последствий для Британии не будет и она ничуть не пострадает. Такой шаг только добавит еще несколько негативных очков Лондону в глазах стран Латинской Америки, но британцев сейчас там и так не очень любят, так что на их репутации это вряд ли как-то существенно скажется», — рассуждает Соловей.
Не грозит наказание Англии и от международного сообщества. Даже если британцы вторгнутся на территорию посольства, захватят Ассанжа, а Эквадор обратится в ООН с протестом, который наверняка поддержит ряд латиноамериканских государств, серьезного результата это не принесет:
«Принятие любой резолюции по этому вопросу будет заблокировано в Совете Безопасности ООН, в частности, той же самой Великобританией и США».
С этими выводами согласен и первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников, добавляя, что угрозы штурма посольства «являются продолжением того беспредела в международно-правовой сфере, который мы наблюдали в Югославии, Ираке, когда, не считаясь ни с какими решениями Совбеза, Запад начинал агрессию. Англичане пытаются создать новый прецедент в этой сфере».
По его мнению, ООН должна была отреагировать на фактически ультиматум Лондона.
Что же касается последствий конфликта, если он действительно приведет к штурму, то, как считает Калашников, британцы «рискуют нарваться на то, что страны, которые хотят проявить самостоятельность, отменят дипломатическую неприкосновенность английских посольств либо и вовсе попытаются их закрыть».
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов