Репортаж «Особой буквы» с заседания парламентской комиссии по «делу Геннадия Гудкова»

Татьяна РЯЗАНОВА,

«Особая буква»

Справедливоросс не зарекся от сумы и тюрьмы

Справедливоросс не зарекся от сумы и тюрьмы
Госдума приступила к рассмотрению вопроса о лишении Гудкова депутатского мандата. Стиль, в котором проходит изучение материалов Следственного комитета и Генпрокуратуры, наводит на мысль, что судьба оппозиционера решится уже на следующей неделе.
5 сентября 2012
Спустя несколько месяцев ажиотажа вокруг эсера Геннадия Гудкова, его семьи и бизнеса, кажется, недалеко и кульминация. 5 августа профильная думская комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах собралась на первое заседание по «вопросу Гудкова-старшего». На нем принималось принципиальное решение — проводить ли в отношении депутата проверку, или нет.

Присутствовать на заседании комиссии решили сразу несколько десятков журналистов, а маленький зал был просто не способен вместить всех желающих. После нескольких минут обсуждений парламентарии все-таки решили выставить за дверь телеоператоров, предварительно дав им несколько минут, чтобы «снять картинку».

На возмущенные крики журналистов глава комиссии Владимир Васильев невозмутимо парировал: «Зал специально оборудован для проведения заседаний комиссии, позволяет вести стенограмму. Мы не ожидали, что вас будет так много». Кроме того, он не пошел навстречу Гудкову, который просил оставить в зале хотя бы одну камеру.

«Для работы нужна определенная тишина. Камеры, которые работают, они определенным образом сказываются на уровне записи», — объяснил Васильев. Журналисты с усмешкой переглядывались, а единоросс Дмитрий Вяткин ухмылялся.

После короткого обсуждения члены комиссии решили не зачитывать обращения СКР и Генпрокуратуры, а сразу перейти к обсуждению. В частности, Васильев, вводя депутатов в курс дела, подчеркнул, что члены комиссии имеют право рассматривать далеко не все претензии к Геннадию Гудкову, а только те, которые относятся к текущему, то есть шестому созыву. При этом единоросс признал, что часть материалов касается событий пятого созыва.

Геннадий Гудков, когда ему было дано слово, в первую очередь заметил, что ожидал худшего, и поблагодарил своих коллег за открытость и объективность. Затем он стал перечислять аргументы, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что он ничего противозаконного не совершал. Он рассказал присутствующим, что реальное управление всеми активами с 2009 года осуществляла его супруга. При этом эсер особо подчеркнул, что никакой предпринимательской деятельности он не вел.

Кроме того, он подробно остановился на рассуждениях о противоречиях в законодательстве о статусе депутатов и сенаторов. По его словам, парламентариям запрещено участвовать в органах управления коммерческих предприятий, но им не запрещено владеть акциями и долями. А при наличии таких акций и долей человек, по словам справедливоросса, «автоматически входит в совет акционеров». На основании этого Гудков-старший сделал вывод, что если подходить к этим правилам формально, то прекратить полномочия сегодня должны более половины депутатов, поскольку они владеют акциями.

Закончил свое выступление Гудков весьма миролюбиво, предложив провести в отношении себя проверку. «Я абсолютно уверен в своей правоте», — подчеркнул эсер.

Представители КПРФ, которые были готовы голосовать против проверки в отношении Гудкова, а также Татьяна Москалькова из «СР» прислушались к пожеланию своего коллеги. Москалькова заявила, что считает поступившие в Госдуму сведения недостаточными для проверки, и высказывала мнение о необходимости запросить дополнительные материалы. В результате члены комиссии решили согласиться с предложением «виновника» мероприятия.

В неожиданное русло увел дискуссию депутат от фракции КПРФ Владимир Поздняков, который, вспомнив слова Гудкова о том, что половина депутатов имеют акции различных предприятий, заговорил о необходимости проводить проверки в отношении всех депутатов: «Не мешало бы системно подойти».

Заседание проходило мирно до тех пор, пока глава комиссии Владимир Васильев не заявил, что следующее заседание состоится уже 10 сентября. К этому моменту планируется получить дополнительные сведения из правоохранительных органов, а также пригласить представителей СКР и Генпрокуратуры.

Татьяна Москалькова призывала не спешить, а позже заявила прессе, что «к понедельнику ни при каких условиях ее (проверку) нельзя будет завершить». Однако Васильев твердо стоял на своем. «Затягивать нельзя», — утверждал он, а потом вдруг выразил опасения, что «кто-то находится в плену каких-то фракционных договоренностей и там есть какие-то сроки».

Сам Гудков по итогам заседания заявил, что «готов ко всему», и вспомнил поговорку «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Он пообещал обязательно прийти на следующее заседание комиссии. «Я не откажу себе в удовольствии задать вопросы представителям СКР и Генпрокуратуры», — иронизировал справоросс.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Роман Попков, Мария Пономарева