Президент России считает, что наша страна не должна менять свою позицию по Сирии

Комментирует Евгений Сатановский,

президент Института Ближнего Востока

Путин усмотрел, что необходимость перемен просмотрели

Путин усмотрел, что необходимость перемен просмотрели
6 сентября телеканал Russia Today опубликовал первое большое интервью с президентом со времени его инаугурации. За 50 минут разговора Владимир Путин рассказал о своем взгляде на самые разные проблемы, в том числе международные.
6 сентября 2012
В ходе интервью каналу, рассчитанного на международную аудиторию, Путин не мог обойти сирийскую проблему. Основным тезисом президента было то, что Россию беспокоит происходящее сейчас насилие в Сирии, всем нужно сесть за стол переговоров и начать договариваться. Каким образом осуществить эти нехитрые действия на практике в стране, где гражданская война достигла неслыханной степени ожесточения, Путин, скорее всего, не знает.

 

Китай, единственный крупный союзник России в сирийском конфликте, похоже, начинает постепенно дрейфовать в сторону западной антиасадовской коалиции. После переговоров с госсекретарем США Хиллари Клинтон министр иностранных дел КНР Ян Цзечи заявил: «Мы, как и многие другие страны, полностью поддерживаем идею мирной передачи власти в Сирии». Впрочем, глава китайского МИД подчеркнул, что смена власти в Сирии должна происходить без внешнего давления».

Комментируя последние события в арабских странах, Путин сказал, что для него совершенно очевидно, что эти события подготовлены самим ходом истории, развитием этих государств. Но тут же отметил, что эти события не принесли в регион ожидаемого благополучия и спокойствия.

По мнению президента, руководители этих стран явно просмотрели необходимость перемен, не почувствовали тех тенденций, которые происходят в их собственных странах и в мире и не произвели своевременно необходимых реформ. Символично, что именно такие претензии предъявляет российская оппозиция и самому Путину. Но, судя по всему, Владимир Владимирович ничего подобного за собой не замечает.

Что же касается сирийского конфликта, то наш президент убежден: в первую очередь необходимо прекратить поставки оружия противоборствующим сторонам и сесть за стол переговоров.

«На наш взгляд, самым важным является сегодня прекратить насилие, заставить все стороны конфликта (и правительственную часть, и так называемых повстанцев, вооруженную оппозицию) сесть за стол переговоров, определить будущее, обеспечивающее безопасность всех участников внутриполитического процесса, и только после этого переходить к каким-то практическим шагам по поводу внутреннего устройства самой страны. Мы прекрасно понимаем, что там нужны перемены, но это совсем не значит, что перемены должны быть кровавыми», — заявил Путин.

«Мне думается, первое, что нужно сделать, — это нужно прекратить поставлять оружие в зону конфликта, а ведь это же продолжается. Не принимать решений, которые навязывают одной из сторон неприемлемых для развития событий. Вот что нужно сделать. Ничего там особо сложного нет. У нас очень добрые отношения, слава богу, вообще с арабским миром, но нам не хочется погружаться во внутриисламские конфликты, принимать участие в выяснении отношений между суннитами и шиитами, алавитами и так далее», — сказал он.

И добавил, что сегодня кто-то хочет использовать бойцов «Аль-Каиды» либо людей из других организаций, но с такими же крайними взглядами для достижения своих целей в Сирии. «Это очень опасная и недальновидная политика. Но тогда нужно взять сейчас и открыть ворота Гуантанамо и оттуда всех узников Гуантанамо запустить в Сирию, пускай повоюют. Ведь на самом деле это то же самое. Просто не нужно забывать, что потом эти граждане нанесут удар своим благодетелям. А этим гражданам нельзя забывать, что для них будет создана другая тюрьма, наподобие той, которая сейчас создана рядом с Кубой. Это, еще раз хочу подчеркнуть, политика недальновидная. И, как правило, вот такой подход ведет к очень тяжелым последствиям.

Комментирует Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока

Владимир Путин прокомментировал ситуацию в Сирии на фоне некоторого затишья в информационном поле по поводу этой страны. Свергнуть Асада Западу и аравийским монархиям не удается. А раз так, то нет смысла упоминать о нем каждый день. Отчитываться в том, что вот, мол, мы организовали еще одну операцию и она провалилась, было бы странно. Хорошо, когда из Сирии поступают для американцев, европейцев и остальных заинтересованных в победе оппозиции сторон, данные об успехах.

Но сирийский президент выигрывает одну за другой стадии гражданской войны. Без вмешательства извне его не свергнуть. Вмешиваться же без мандата ООН никто не хочет. А сам мандат никто не даст. И уж точно не Россия и не Китай.

В то же время на носу у тех же американцев президентские выборы, которые для них намного важнее, чем Сирия, Иран, Израиль и весь мир вообще. На дворе — пора партийных съездов. И Ромни прошел, да и Обама выставил свою кандидатуру. Вот он, сюжет для новостей. А Асад и его борьба никого на Западе сейчас не волнуют.

Аравийские монархии в Сирии действуют, попытки свергнуть местного президента, организовать путч или убить на месте продолжаются. Сейчас наступила некоторая передышка после провала операций по захвату партизанами нескольких кварталов в Дамаске, пробития коридора к турецкой границе, введения беспилотной зоны. Что ж, ливийский вариант не прошел.

И на этом фоне звучат слова Владимира Путина о Сирии. Как правило, когда президент высказывается по подобному поводу, значит, он хочет послать кому-то сигнал. А уж кому — Западу в совокупности, конкретно американцам, французам, англичанам, иранцам — остается только гадать.

Впрочем, после посещения Ирана, поддерживающего Асада, генсеком ООН и ряда крупных мероприятий в Саудовской Аравии, являющейся финансовым донором сирийских партизан — борцов с режимом, куда позвали и иранского президента, после высказываний ряда иностранных политических деятелей разного масштаба по поводу Сирии, российский президент тоже был должен что-то сказать. Часто люди на таком посту высказываются просто потому, что положение обязывает.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Роман Попков