Начало сессии ПАСЕ ознаменовалось усилением напряженности между Советом Европы и Россией, которая сочла чрезмерно жесткой резолюцию о несоблюдении Москвой взятых на себя обязательств. Несмотря на то что документ еще не принят — голосование по нему состоится в начале октября, — спикер Госдумы Сергей Нарышкин отказался от собственной поездки в Страсбург, где ранее планировал выступить с докладом. Сейчас в парламенте говорят, что на это решение повлияла совокупность факторов, а не только резолюция.
В документе, который стал камнем преткновения, к Москве предъявляются требования осуществить серьезные демократические уступки и пересмотреть важные моменты внутренней и внешней политики. В частности, ПАСЕ требует от России прекратить преследование правозащитников, привлечь к ответственности всех виновных в нарушениях прав человека на Северном Кавказе, воздержаться от применения силы к мирным демонстрантам и от необоснованного воспрепятствования проведению собраний. Кроме того, в проекте резолюции рекомендуется и отказаться от применения закона об экстремистской деятельности в отношении религиозных общин, таких как «Свидетели Иеговы». Не обошли в Совете Европы стороной и приговор участницам Pussy Riot — РФ порекомендовали его пересмотреть, впрочем, как и пересмотреть закон о митингах.
Напомнили России и про невыполненные обязательства, следовавшие из предыдущих резолюций: требования относительно войны с Грузией, завершения вывода оставшихся вооруженных сил и их оборудования с территории Приднестровья.
Руководитель российской делегации, председатель думского комитета по международным делам Алексей Пушков в четверг собрал журналистов на брифинг, где попытался развеять многочисленные слухи о том, что РФ якобы будет бойкотировать нынешнюю сессию ПАСЕ.
«Никто ничего бойкотировать не собирается. Делегация выезжает в Страсбург в субботу и воскресенье и в полном составе будет присутствовать на заседаниях Парламентской ассамблеи в течение четырех дней. В самом Страсбурге мы не собираемся устраивать каких-либо демаршей, демонстраций. Мы намерены продолжать сотрудничать с Советом Европы», — заверил он журналистов, добавив, что РФ рассматривает Совет Европы как одну из ключевых организаций в области обеспечения прав человека, демократии, верховенства права.
Говоря о проекте резолюции, Пушков признал, что она вызывает у официальной Москвы ряд вопросов:
«Хотя мы не склонны ее в полной мере рассматривать как негативную. В этой резолюции есть и ряд позитивных моментов. Отмечается существенный прогресс на целом ряде направлений: говорится о позитивных законах, принятых после декабря 2011 года: поправки в законодательство о политических партиях, изменения в законодательство о выборах, восстановление прямых выборов губернаторов».
Далее депутат указал, что «есть и большая и критическая часть. Мы были к этому готовы. Это все обсуждаемо. Однако некоторые положения этой резолюции делают ее заведомо неприемлемой для российской делегации. Например. Здесь говорится о том, что мы должны фактически пересмотреть наше законодательство, пересмотреть принципы разрешения демонстраций, вынесения санкций в отношении организаторов, пересмотреть недавнее судебное решение в отношении трех членов группы Pussy Riot, пересмотреть закон об альтернативной военной службе, воздерживаться от применения закона об экстремистской деятельности в отношении религиозных общин, таких как «Свидетели Иеговы», — скороговоркой выпалил он.
По его словам, «никто в мире не пересматривает свои законы по требованию извне. Если это работа, основанная на рекомендациях, на пожеланиях, на том, чтобы внимательнее изучить опыт других стран, — это один разговор. И совершенно другой разговор — когда это формулируется как сумма требований. Потому что мы остаемся суверенным государством, несмотря на то что являемся членом Совета Европы».
Политолог Высшей школы экономики Андрей Суздальцев считает, что Москву раздражает то, что ПАСЕ сосредоточилась на изучении состоянии дел в РФ и других странах постсоветского пространства:
«У организации, видимо, нет предмета другого приложения сил. Естественно, в ПАСЕ, где большинство членов являются странами Евросоюза, считают, что у них-то все нормально, а вот у соседей ЕС… В этом смысле Парламентская ассамблея действительно превратилась в организацию, которая занимается воспитанием России и граничащих с ней государств.
Резолюции удивляться не следует, рассуждает Суздальцев, и ее не надо воспринимать тяжело. С членами ПАСЕ нужно дискутировать, участвовать в переговорах с ними. А вот отказываться от контактов, не выезжать на сессию контрпродуктивно. «Не надо загонять себя в угол», — уверен политолог.
В этой ситуации, по его словам, Москве нужно держаться очень достойно и помнить, что страны — члены Совета Европы сами не без греха, там тоже есть проблемы.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов